«АвтоВАЗ» будет чувствовать себя в 2015 году лучше рынка

Денис Абрамов/ Ведомости

В 2015 г. российский рынок легковых автомобилей может сократиться на 7% до 2,17 млн шт., а продажи Lada (марка лидирует на рынке) - на 4,7% до 366 000 шт., прогнозирует ИФК «Метрополь». Сейчас все наоборот: продажи «АвтоВАЗа» падают сильнее, чем снижается рынок в целом. По итогам 2014 г. продажи легковых автомобилей в стране сократятся примерно на 12% до 2,3 млн шт., продажи Lada - на 16% до 384 000 шт., по оценке «Метрополя». Это близко к ожиданиям самого «АвтоВАЗа», в 2014 г. он рассчитывает продать 385 000 машин, говорит представитель завода. Давать прогнозы на 2015 г. он отказался.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов прогнозирует, что в 2015 г. общие продажи легковых автомобилей в стране упадут на 10%, по оценке гендиректора Auto-dealer.ru Олега Дацкива - на 15%. Но эксперты соглашаются с тем, что «АвтоВАЗ» будет чувствовать себя лучше рынка. Падение у марки может быть вдвое меньше, чем у рынка, считает Дацкив. «АвтоВАЗ» может в 2015 г. даже нарастить продажи на 3-4%, допускает Беспалов.

В первом полугодии поддержку Lada окажет продолжение программы утилизации автомобилей, комментирует аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. С сентября 2014 г. при покупке новой машины и утилизации старой или при использовании схемы trade-in можно получить скидку от 40 000 руб. Lada лидирует в общем зачете (40% всех продаж). В 2015 г. на продление программы государство выделит автозаводам в виде субсидий 10 млрд руб., но этих денег может хватить не более чем на полгода, считают Беспалов и Дацкив. Еще одним поддерживающим фактором для «АвтоВАЗа» будет ослабление рубля, продолжают эксперты. С начала 2014 г. доллар подорожал на 86,8%, евро - на 69,3%. Локализация у «АвтоВАЗа» - около 80%, у иностранцев - как правило, не превышает 20%, говорит Рожков. В итоге растут цены на иномарки, включая те, что выпускаются на российских заводах глобальных автоконцернов. «АвтоВАЗ» цены пока не поднимал. Дилеры ожидают, что это произойдет в начале 2015 г., примерно на 5%. По оценке Дацкива, Lada подорожает на 10%. Но на фоне роста цен на иномарки это будет не сильно заметно, подчеркивает он. Цены на них в 2015 г. вырастут минимум на 15-20%, говорит эксперт.

Во втором полугодии продажи Lada поддержит появление новинок - Lada Vesta и Lada Xray, указывают Рожков и Дацкив. Не исключено и расширение программы утилизации, в случае если рынок сильно просядет, добавляют Беспалов и Рожков. Кроме того, «АвтоВАЗу» поможет перестройка дилерской сети - компания повышает мотивацию партнеров, позволяя им, к примеру, зарабатывать в том числе и на сервисе, напоминает Дацкив.

В 2015 г. «АвтоВАЗ» в полной мере почувствует эффект от реализуемой с начала 2014 г. программы сокращения издержек (снижение закупочных цен, численности персонала и проч.), говорят Беспалов и Рожков. По итогам 2014 г. Беспалов прогнозирует чистый убыток компании по МСФО на уровне 6,6 млрд руб. (3,6 млрд руб., по оценке «Метрополя»), а в 2015 г. - чистую прибыль в 4,9 млрд руб. (1,5 млрд руб.).