Китайский автопроизводитель GAC Motor может построить завод в России

Китайский автопроизводитель GAC может построить в России завод мощностью до 50 000 автомобилей в год. Кризис компанию не пугает - она намерена обернуть его себе на пользу
Nelson Ching/ Bloomberg

Один из крупных китайских автопроизводителей - Guangzhou Automobile Group (6-е место по продажам) изучает возможность выпуска автомобилей в России, передала WSJ слова директора GAC Motor Co. (входит в группу) У Суна. Решение будет принято в 2015 г., предполагаемая мощность сборочного производства из китайских машинокомплектов - до 50 000 шт. в год, сообщил он. Размер инвестиций в проект он не назвал. Представитель группы на вопросы «Ведомостей» вчера не ответил.

О том, что GAC изучает вопрос выпуска машин в России, знают ответственный секретарь Российско-китайской палаты Сергей Санакоев и гендиректор автоторговой компании «Квингруп» (дистрибутор китайских автомобилей FAW) Александр Гнездюк. Компания пока не торгует своей продукцией в России. Детали проекта могут проясниться весной, когда, как ожидается, в Россию приедет китайская делегация, говорит Гнездюк. Список потенциальных производственных площадок у Российско-китайской палаты GAC пока не запрашивала, замечает Санакоев. Переговоры о возможности контрактного производства ведутся с «Дервейсом», рассказал «Ведомостям» близкий к российскому предприятию источник. Но другой указывает, что пока GAC скорее выслушивает предложения потенциальных местных партнеров.

С «Дервейсом» помимо прочих партнеров уже сотрудничает китайская Chery. Предприятие с прошлого года начало контрактную сборку автомобилей этой марки. В производство мощностью 30 000 шт. в год компания вложила «несколько десятков миллионов долларов», говорил президент Chery Automobile Co. Инь Тунъяо.

У GAC, продавшей в 2014 г. 1,17 млн автомобилей (по данным WSJ), есть в Китае несколько СП с глобальными автоконцернами (Fiat Chrysler, Toyota и проч.). Но группа выпускает и собственные модели, в основном средней ценовой категории - седаны, кроссоверы, говорит Гнездюк. При адекватной цене они будут востребованы и в России, но в первый год продажи новой для нашего рынка марки вряд ли превысят 2000-3000 шт., добавляет он. Для сравнения: за 11 месяцев 2014 г. в России было продано 19 753 автомобиля Lifan (марка лидирует на нашем рынке среди китайских автопроизводителей), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Между тем российский автомобильный рынок продолжает сокращаться: в 2014 г. продажи новых легковых автомобилей, по оценке «Автостата», снизились на 11%, а в этом году могут упасть вплоть до 40%. Среди основных причин - ухудшение экономики из-за падения цен на нефть, рост цен на иномарки из-за ослабления курса рубля, удорожание кредитов, перечисляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но У Суна это не пугает. Он считает, что нестабильная ситуация в экономике дает новому игроку дополнительные возможности. В этом году ожидаются структурные изменения на рынке, часть дилеров решат переориентироваться на другие марки и китайская компания может этим воспользоваться, замечает Гнездюк. В условиях падения рубля проект обойдется иностранной компании дешевле, если она будет привлекать российских подрядчиков, но в любом случае это будут инвестиции в будущее в расчете на возобновление роста рынка, добавляют Удалов и главный редактор «Автобизнес-ревю» Сергей Баранов. Локализованные машины менее подвержены валютным колебаниям, напоминает Санакоев. Но в перспективе конкуренция будет только усиливаться, причем GAC придется бороться за рынок в том числе и с другими китайскими автоконцернами, которые уже выпускают здесь машины или планируют наладить производство, напоминает он.

Китайский автомобильный рынок - самый крупный в мире, но развитие экспорта - стратегическая цель государства, говорит Баранов. Власти страны поддерживают и производственные проекты китайских компаний за пределами КНР, поскольку значительная часть комплектующих поставляется из Китая, добавляет он.