«АвтоВАЗ» запустил программу утилизации автомобилей

«АвтоВАЗ» возобновил программу утилизации автомобилей. Она поможет компании сохранить продажи на уровне 2014 г., несмотря на падение рынка, считают эксперты
«АвтоВАЗ» рассчитывает в этом году удержать клиентов за счет маркетинговых акций и вывода на рынок новых моделей автомобилей/ М. Стулов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» на прошлой неделе возобновил программу утилизации автомобилей, рассказали «Ведомостям» два дилера Lada и человек, близкий к заводу. Условия те же: скидка в 50 000 руб. на покупку нового автомобиля при сдаче старого в утилизацию и 40 000 руб. при использовании схемы trade-in, говорят они. Программа «АвтоВАЗа» продлится до 31 марта, уточняет один из собеседников «Ведомостей».

По его словам, дефицит автомобилей Lada пока сохраняется, но в понедельник автозавод вышел из корпоративного отпуска, а январские квоты для дилеров «более чем достаточные». Тем не менее повышенного спроса пока нет - мало кто знает о возобновлении программы утилизации, сожалеет один из дилеров. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Предыдущая госпрограмма обновления автопарка действовала в сентябре - декабре, на ее поддержку государство выделило 10 млрд руб. в виде субсидий. Она оказалась настолько популярной, что «АвтоВАЗ», досрочно выбравший свой лимит в 2 млрд руб., определенный для него чиновниками, продолжил программу за свой счет. Скидки завод разделил вместе с дилерами, рассказывали тогда источники «Ведомостей». В январском интервью газете «Коммерсантъ» президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон пояснил, что на этот этап компания потратила около 500 млн руб. По его словам, компенсировать эти расходы компания не рассчитывает. Не рассчитывают на это и дилеры, говорит один из них.

По итогам предыдущей программы «АвтоВАЗ» уже получил 2 млрд руб. субсидий из общих 10 млрд руб., отметил Андерссон. С учетом дополнительных субсидий, выделенных правительством в 2014 г. для расширения госпрограммы обновления автопарка (на общую сумму 2,9 млрд руб.), - более 2,7 млрд руб., рассказал «Ведомостям» человек, близкий к «АвтоВАЗу».

В 2015 г. скорее всего автопроизводителям тоже определят лимиты по госсубсидиям, но их размеры пока не определены, говорят сотрудники трех автоконцернов. По этой причине автозаводы не возобновляют программы утилизации, указывают двое из них. О возобновлении программы помимо «АвтоВАЗа» заявил лишь «Соллерс» - на автомобили «УАЗ» и SsangYong. По мнению федерального чиновника, среди причин задержки остальных участников - насыщение складов, которые были опустошены ажиотажным спросом на автомобили, наблюдавшимся в ноябре - декабре 2014 г. из-за падения рубля.

Программа утилизации поддержит продажи «АвтоВАЗа», уверены аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и дилеры. «АвтоВАЗ» выпускает бюджетные автомобили и для их покупателей скидки в 40 000-50 000 руб. наиболее ощутимы, объясняют они.

В 2014 г. российские продажи Lada упали на 15% до 387 307 шт., всех легковых и легких коммерческих автомобилей - на 10,3% до 2,49 млн шт., по оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В этом году рынок может сократиться еще на 24% до 1,89 млн шт., считают в АЕБ. «АвтоВАЗ» настроен более оптимистично: по его оценке, российский рынок легковых машин может сократиться на 19% до 1,9 млн шт. Эти цифры приведены во вчерашнем сообщении завода. Планируемые объемы продаж Lada компания не называет, но прогнозирует 15-20%-ный рост общих продаж (т. е. до 504 965-526 920 шт.).

«АвтоВАЗ» намерен довести в 2015 г. долю на российском рынке до 20% и более, говорил ранее человек, близкий к заводу (по итогам 2014 г. - 16,6%). В этом случае будет продано более 380 000 автомобилей Lada, т. е. примерно на уровне 2014 г. Это вполне реально, считают Беспалов, Удалов и дилер «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ» надеется, что нарастить общие продажи ему помогут повышение локализации автомобилей Lada (сейчас она в среднем 82%) и вывод на рынок двух новинок - Lada Vesta и Lada Xray. Благодаря высокой локализации у «АвтоВАЗа» больше возможностей сдерживать рост цен в отличие от иномарок, замечают Беспалов и Удалов.

Поможет «АвтоВАЗу» в 2015 г. и госпрограмма льготного автокредитования, если ее возобновят, продолжает Беспалов. Решение пока не принято, говорит федеральный чиновник. Вчера, по его словам, на совещании у российского премьер-министра Дмитрия Медведева было решено сформировать список неотложных мер поддержки отрасли и льготное автокредитование может войти в число инструментов. Впрочем, министр промышленности Денис Мантуров ранее говорил, что с учетом высоких ставок по автокредитам и закредитованности населения этот инструмент будет малоэффективен.