«Камаз» думает, как уменьшить свою инвестпрограмму вдвое

Компания хочет не сворачивать проекты, а снижать их стоимость за счет модернизации, новых совместных предприятий и поставщиков
«Камаз» потратит вдвое меньше/ Е. Разумный/ Ведомости

«Камаз» сократит расходы по своей долгосрочной инвестпрограмме, предусматривающей модернизацию производства, разработку нового модельного ряда и проч., заявил вчера в кулуарах ПМЭФ гендиректор предприятия Сергей Когогин. «Сейчас группа, работающая над реинжинирингом, решает задачу, как за значительно меньшие деньги выполнить то же самое, – приводит его слова «Интерфакс». – Пока мы поставили задачу сократить программу вложений в 2 раза. У нас общая программа составляла 93 млрд руб.».

General Motors законсервировала свой завод в Санкт-Петербурге и приняла решение прекратить в России продажи автомобилей своих массовых марок, Volvo Group в этом году приостановила выпуск в России своих грузовиков на неопределенный срок.

В стратегии «Камаза» на 2014–2020 гг. заявленная сумма инвестиций меньше – 60–80 млрд руб. Названные 93 млрд руб. – «это вместе с уже сделанными инвестициями», объясняет представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Стоимость программы будет снижена «за счет создания совместных предприятий, пересмотра поставщиков и более эффективных решений при модернизации», перечисляет он, но подробности не раскрывает.

По словам Когогина, программа реинжиниринга будет осуществляться за счет заемных средств – «своих собственных не стало». «К июлю готовы первый транш облигаций разместить», – добавил он. Всего «Камаз» под полученные госгарантии планирует разместить облигации на 35 млрд руб.

В 2014 г. продажи «Камаза» на внутреннем рынке упали на 14%, по итогам I полугодия 2015 г. Когогин прогнозирует падение на 40%. «Рынок плохой», – цитирует его ТАСС, но результат «Камаза» будет лучше рынка.

В 2014 г. чистая прибыль «Камаза» по МСФО в 2014 г. сократилась в 20 раз до 211 млн руб., в I квартале 2015 г. чистый убыток по РСБУ составил 463,3 млн руб. В первом полугодии компания получит убыток, но меньше, чем заложено в бизнес-плане, – за счет программы сокращения затрат, приводит слова Когогина «Интерфакс». «Камаз» работает в режиме неполной рабочей недели, в июне конвейер будет собирать машины только семь дней. «Второе полугодие однозначно ожидаем лучше, корпоративные клиенты начинают просыпаться», – добавил Когогин. Параллельно «Камаз» наращивает экспорт. В I квартале 2015 г. он увеличился на 28%. Инвестпрограмма предусматривает доведение к 2020 г. доли экспорта до 30%, но «сейчас есть понимание, что этот процесс следует ускорить, поскольку <...> продажи на экспорт стали более выгодны», сказал Когогин.

Рынок сокращается, «Камаз» генерирует меньше денежных потоков, а перспективы восстановления продаж в стране непонятны, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В этих условиях привлекать масштабное финансирование для инвестпроектов нелогично, соглашается он с Когогиным. Снизить расходы «Камаз» может, например закупив более дешевое оборудование, но сохранить все составляющие инвестпрограммы при сокращении ее финансирования вдвое не получится, считает Беспалов. Скорее всего компании придется отказаться от второстепенных проектов, думает он. «Задача – не отказаться от проектов, а уменьшить их стоимость», – говорит Афанасьев.

Группа ГАЗ «в условиях серьезного падения рынка и запретительной стоимости привлечения кредитных ресурсов» пересмотрела объем затрат по некоторым инвестпроектам на 2015 г., сказал «Ведомостям» ее представитель: «Мы перенесли часть затрат на 2016 г., но мы не отменили ни одного проекта» (всего их на ближайшие пять лет запланировано 43). Объем затрат на каждый год будет утверждаться исходя из приоритетов продуктового планирования и в зависимости от экономической ситуации, в первую очередь – стоимости кредитных ресурсов.

«АвтоВАЗ» о сокращении инвестиций не заявлял, вчера представитель компании на вопросы «Ведомостей» не ответил.

«Наша инвестиционная программа остается неизменной, мы продолжаем локализовывать продукцию, расширять производство и выводить новые модели», – говорит представитель Ford Sollers (основные инвестиции СП в рамках инвестпрограммы стоимостью $1,6 млрд уже сделаны). Средне- и долгосрочные планы компании в России пока остаются неизменными, отмечает представитель Toyota. В частности, в развитие локального производства (удвоение производственной мощности до 100 000 шт. в год до конца 2015 г. и локализацию производства RAV4 на заводе в Санкт-Петербурге в 2016 г.) по-прежнему планируется инвестировать 5,9 млрд руб., говорит он. Volkswagen (VW) во второй половине 2015 г. откроет завод по производству двигателей стоимостью 250 млн евро. По мнению представителя VW, «с населением 140 млн человек у России есть потенциал стать одним из ключевых мировых автомобильных рынков, поэтому мы планируем здесь долгосрочное развитие».