«Камаз» завершит текущий год с убытком

Несмотря на оживление спроса и рост экспорта
На сентябрьской выставке «Комтранс-2015» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин уже предупреждал, что остаться в плюсе в этом году компании будет сложно/ А. Астахова/ Ведомости

«Камаз» может закончить этот год с 3,6 млрд руб. чистого убытка при выручке 97,7 млрд руб. – таков уточненный бизнес-план, сообщил вчера автопроизводитель. Это прогноз по консолидированным данным МСФО, пояснил представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Прошлый год группа закончила с 211 млн руб. чистой прибыли, а выручка составила 110,6 млрд руб. (данные МСФО). Одна из основных причин ожидаемого убытка – падение спроса на российском рынке, говорит Афанасьев.

На сентябрьской выставке «Комтранс-2015» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин уже предупреждал, что остаться в плюсе в этом году компании будет сложно. Уже в первой половине 2015 г. «Камаз» оказался убыточным (695 млн руб.), а его выручка уменьшилась по сравнению с уровнем годичной давности на 26% до 35,1 млрд руб. Правда, во втором полугодии продажи «Камаза» удвоятся по сравнению с первым до 14 500 тяжелых грузовиков, обещал Когогин: на рынке наметилось оживление спроса (в 2014 г. продажи в обоих полугодиях были сопоставимыми). Но по итогам года все равно будет падение – примерно на треть до 22 000 грузовиков. Рынок в целом сократится, по оценке «Камаза», еще больше – на 43–45% до 39 000–40 000 грузовых автомобилей.

Еще одна причина ожидаемого убытка – рост цен на комплектующие, продолжает Афанасьев: некоторые из-за девальвации рубля подорожали вдвое. В разных моделях «Камаза» на импортные комплектующие приходится от 5 до 50% всех используемых, говорит он. Девальвация привела к удорожанию даже тех узлов и компонентов, что производятся в России, поскольку в них тоже используются импортные детали, поясняет Афанасьев. Отдельная проблема – курсовые скачки: это мешает переговорам с поставщиками и сдерживает спрос, так что исполнение некоторых контрактов может затянуться, добавляет он, эти риски также учтены в новом бизнес-плане.

Возвращаются на конвейер

В сентябре на мощностях «Мерседес-Бенц тракс восток» (совместное предприятие Daimler и «Камаза») возобновляется выпуск грузовиков Fuso, приостановленный весной 2015 г., говорит представитель предприятия. В октябре возобновит производство грузовиков и российский завод Volvo Group, остановленный в феврале 2015 г. из-за падения спроса на рынке, рассказал на конференции «Ведомостей» в Калуге «Автоэволюция-2015» гендиректор Volvo Group Russiа Питер Андерссон.

Выручка «Камаза» могла бы сократиться еще больше, если бы не повышение цен на грузовики, объясняет Афанасьев: в течение года разные модели подорожали на 5–30%. Плюс экспорт, который стал приносить больше доходов из-за девальвации рубля. В 2015 г. «Камаз» рассчитывает увеличить поставки за рубеж примерно на 10% до 7000 автомобилей.

Второе полугодие на рынке коммерческих автомобилей традиционно более сильное, чем первое, в том числе благодаря госзакупкам (они обычно проводятся под конец года), напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «Камаз», видимо, решил перестраховаться, заложив в бизнес-план негативный сценарий, в том числе из-за ускорения девальвации рубля этим летом, рассуждает он. Не исключает он и разовых неденежных списаний. Афанасьев не стал это комментировать.

Представитель группы ГАЗ не ответил на вопросы «Ведомостей». Ранее завод «Урал», входящий в группу, сообщал, что надеется сохранить производство на уровне 2014 г. за счет роста экспорта. Рост экспорта в целом по группе ГАЗ в 2015 г. может составить 47% (25 000 машин всех типов), в том числе благодаря росту поставок в страны Европы, говорил владелец группы Олег Дерипаска. А вот российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV, основной сегмент для ГАЗа) сократится в 2015 г. примерно на 40%, говорил на «Комтрансе-2015» президент группы ГАЗ Вадим Сорокин.