В Германии и Франции ездят около 4 млн машин Volkswagen с дизелями-хамелеонами

Следы фальсификаций ведут в штаб-квартиру Volkswagen, говорят источники Bloomberg
Компания не комментирует конкретные марки и модели этих машин, сообщая, что пока собирает и обобщает информацию/ М. Стулов/ Ведомости

Volkswagen сфальсифицировал выбросы на 2,8 млн автомобилей с дизельным двигателем в Германии, заявил министр транспорта Германии Александр Добриндт в пятницу. "Теперь ясно, что транспортные средства в Германии также подверглись этим манипуляциям. То, что мы знаем сейчас, - это автомобили с 2,0 л и 1,6 л дизельными двигателями", - сказал Добриндт в выступлении перед нижней палатой бундестага (цитата по Reuters). Министр также сказал, что существует вероятность, что махинации могли проводиться и с 1,2 л дизельным двигателем (3-цилиндровым).

Ранее компания обязалась отозвать в США 482 000 машин выпуска 2009-2015 гг. с запрограммированными на обман тестового оборудования контроллерами двигателей. Всего компания признала продажу 11 млн автомобилей с «поврежденными устройствами», как называют в официальных документах контроллеры двигателей с «закладками» в программном обеспечении. В начале недели компания заявила, что выбросы не соответствуют заявленным у турбодизеля типа ЕА189 (TDI). Компания не комментирует конкретные марки и модели этих машин, сообщая, что пока собирает и обобщает информацию.

Бюро сертификации автотранспорта Германии запросило у VW пояснений, «сможет ли компания устранить технические манипуляции, чтобы вернуть автомобили в состояние, отвечающее техническим регламентам," сказал Добринт. "Volkswagen пообещал полную поддержку работы комиссии, созданной правительством и сотрудничает в расследовании", - сказал он.

Регуляторы и прокуроры по всему миру расследуют вскрывшиеся фальсификации. Еврокомиссия призвала государства - члены ЕС провести собственные расследования. "Мы совершенно ясно заявляем о нулевой толерантности к нарушениям и о строгом соблюдении правил ЕС", - цитирует «Интерфакс» коммюнике Эльжбеты Бенковской, члена Европейской комиссии, курирующей внутренний рынок, промышленность, предпринимательство, малый и средний бизнес. Нужно установить полную картину того, сколько машин, сертифицированных в ЕС, было оснащено дефектными системами, которые были запрещены регламентом для стандарта "Евро-5/6", говорится в сообщении. Евросоюз будет вводить новую процедуру тестов выхлопов в реальных условиях вождения (RDE) поэтапно с 2016 г. и выработает правила, как поступать в случае серьезных расхождений между результатами лабораторных тестов и измерений в реальных условиях вождения.

Франция будет проводить дорожное тестирование для поиска автомобилей, оснащенных незаконным программным обеспечением типа используемого VW. По данным аналитической компании Inovev, во Франции за шесть лет продано 1,07 млн автомобилей VW с мотором-хамелеоном марок Volkswagen, Audi, Skoda и Seat, сообщает France Info. Италия проверит по 1000 автомобилей каждого бренда VW, сказал министр транспорта страны. Полиция Норвегии начала расследование в отношении Volkswagen с целью выяснить, повлияла ли фальсификация компанией данных о выбросах на какие-либо автомобили, проданные на территории страны, сообщил "Интерфакс".

Открываются новые подробности фальсификаций в США. Руководство Volkswagen в Германии курировало основные аспекты проведения испытаний автомобилей, результаты которых были фальсифицированы, заявили Bloomberg три источника, знакомые с бизнесом автопроизводителя в США. Критерии, результаты испытаний и инженерия машин были под контролем менеджеров из центрального офиса Volkswagen в Вольфсбурге, говорят источники.

Бывший гендиректор концерна Мартин Винтеркорн, ушедший в отставку в среду из-за скандала, заявил, что не знал о нарушениях. Исполнительный комитет наблюдательного совета компании поддержал его позицию. Компания обратится в прокуратуру Германии, чтобы было проведено уголовное расследование махинаций, сообщил президиум набсовета.

Один из источников Bloomberg говорит, что все автомобили в калифорнийском тестовом центре компании оценивались согласно присланным из Германии критериям и все результаты отправлялись обратно в Германию, прежде чем попасть в Агентство по охране окружающей среды США (EPA). Если какой-то автомобиль не проходил испытания, из штаб-квартиры Volkswagen в Вольфсбурге или из головного офиса Audi в Ингольштадте приезжала команда инженеров. После того как группа примерно неделю возилась с машиной, та успешно проходила повторные проверки. У VW не было инженеров в США, способных создать устройство, которое обманывало бы тестовое оборудование или могло бы улучшить показатели выбросов, сказали другие два источника. Представитель VW не был доступен для оперативных комментариев Bloomberg.

Директора по разработкам Audi Ульрих Хакенберг и Porsche Вольфганг Хатц станут одними из тех, кто покинет компанию вслед за Винтеркорном, сказали Bloomberg два источника. Оба имеют прямое отношение к скандалу - Хакенберг был доверенным лицом Винтеркорна, отвечал за разработки бренда VW с 2007 по 2013 г., Хатц занимался разработками двигателей для группы с 2007 по 2011 г.

Расследование нарушений Volkswagen в США набирает обороты: уже 27 штатов планируют затребовать у компании документы и опросить свидетелей, заявили Bloomberg в пресс-службе генпрокурора Иллинойса Лизы Мэдиган. Штаты будут проводить расследование на соблюдение законов о защите потребителей и экологии.

Акции Volkswagen подешевели в пятницу на 5,4%. За время после обнаружения фальсификации данных капитализация компании сократилась почти на 30%.