Aurus отберет клиентов у Porsche

Автомобили российского люксового бренда займут 9% люкс-сегмента рынка
Андрей Гордеев / Ведомости

В 2025 г. в России будет продано 485 автомобилей бренда Aurus, что составит 9% люксового сегмента авторынка. Такой прогноз представили исследовательская фирма IHS Markit и консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG), «Ведомости» ознакомились с документом. Исследование было выполнено по заказу иностранного коммерческого клиента и является закрытым, уточнил представитель BCG.

Сейчас Aurus только принимает предзаказы на свои автомобили, продажи розничным клиентам через дилерскую сеть до сих пор не начались, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к одному из дилеров.

Прогноз по доле Aurus на российском авторынке дан впервые. Методологию расчетов в IHS и BCG предоставить не смогли. По их прогнозу, на итальянские автомобили Maserati будет приходиться около 10% сегмента люкс, в 2020 г. на этот бренд пришелся 1% – было продано 53 автомобиля. Лидерство в сегменте останется за Porsche – доля продаж при этом снизится с 87% в 2020 г. до 66% в 2025 г., что составит 3560 автомобилей. Объем рынка люксовых автомобилей останется практически на том же уровне – 5400 шт. (рост на 2%), сообщают в BCG.

Aurus – это российский проект автомобилей люксового сегмента, разработанный институтом ФГУП «НАМИ», на мощностях которого в Москве сейчас и осуществляется мелкосерийная сборка. Разработка началась в 2013 г., в 2018 г. были выпущены первые экземпляры. Проект был профинансирован из федерального бюджета и обошелся государству более чем в 12 млрд руб. В 2017 г. была зарегистрирована дистрибуторская компания «Аурус» – для продвижения бренда и организации продаж. Сейчас у НАМИ в ней 63,5%, еще 36% – у фонда Tawazun из Объединенных Арабских Эмиратов, 0,5% – у «Соллерса» Вадима Швецова. При этом НАМИ принадлежат права собственности на разработки и бренд, заявлял Швецов.

В линейке бренда есть седан и лимузин Aurus Senat, внедорожник Komendant (сертификация которого была перенесена на конец 2021 г.), минивэн Arsenal. Мощности НАМИ рассчитаны на выпуск 150–200 машин в год. Как известно «Ведомостям», по трети от текущего объема выпуска приходится на машины, которые направляются в Гараж особого назначения (структура ФСО, которая обеспечивает передвижение первых лиц страны и зарубежных лидеров, приезжающих в Россию), на коммерческие экземпляры для VIP-клиентов (по спискам, сформированным напрямую в НАМИ) и на испытания. Сколько автомобилей произведено на данный момент, «Ведомостям» узнать не удалось.

Весной этого года сборка автомобилей Aurus должна начаться на мощностях совместного предприятия «Соллерса» и Ford (в Татарстане, выпускает LCV Ford Transit), сообщал ранее глава Минпромторга Денис Мантуров. Сейчас на площадке идет подготовка к производству. Представитель Aurus уточнил, что подготовка идет по плану, количество предзаказов на текущий момент он назвать отказался. Первые автомобили елабужской сборки начнут отправлять клиентам в мае, стоимость Aurus составит около 22 млн руб.

Сейчас на лимузинах Aurus ездят президент России Владимир Путин, премьер-министр Михаил Мишустин, на седане – Мантуров. Президент использует российский люксовый лимузин с мая 2018 г., когда он впервые появился на этой машине на церемонии инаугурации, а позднее стал использовать его в своих деловых поездках, в том числе за рубежом.

Мантуров впервые появился на Aurus на церемонии открытия завода Mercedes-Benz в Подмосковье в апреле 2019 г. Бывший премьер, а ныне заместитель главы Совета безопасности Дмитрий Медведев ранее также ездил на этом автомобиле. В декабре 2020 г. глава «Ростеха» Сергей Чемезов также сообщил, что пересел с иномарки на Aurus. На белом седане российского бренда на свою инаугурацию в 2020 г. приехал президент Татарстана Рустам Минниханов.

«Число реализованных на рынке России автомобилей Aurus, безусловно, будет увеличиваться. Компания ставит перед собой амбициозные задачи по получению существенной доли в сегменте люкс, но хотелось бы уйти от конкретных цифр, ведь методы оценки сегмента могут значительно различаться», – сообщил представитель компании «Аурус» в ответ на запрос «Ведомостей».

«Объема продаж почти в 10% рынка достичь будет практически невозможно, эти автомобили некому будет обслуживать. Если дилеров будет 5–7, то, возможно, получится довести объемы производства до 200–250 машин в год. Возможно, будут госпрограммы, направленные на закупку Aurus чиновниками высшего звена. Но этот критерий нерыночный, и его спрогнозировать невозможно», – считает независимый автоконсультант Сергей Бургазлиев. Сейчас у Aurus только один официальный дилер – «Панавто», шоурум которого был открыт в «Москва-сити» в августе 2019 г. «Панавто» только принимает заказы на автомобиль российского бренда. Второй шоурум бренда планирует открыть «Авилон» во II квартале 2021 г., сообщил «Ведомостям» операционный директор автодилера Олег Шамба.

Бургазлиев также прогнозирует, что часть рынка в люкс-сегменте в 2025 г. будут по-прежнему занимать такие модели, как Maybach, Ferrari и Aston Martin, которые оказались не представлены в прогнозе IHS и BСG. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», россияне в прошлом году приобрели 387 новых автомобилей Mercedes-Benz Maybach S-Class (что составляет 35% рынка), 29 Ferrari и девять Aston Martin. В BCG уточнили, что эти марки учтены в секции «другие».

В целом российский рынок легковых автомобилей к 2025 г. вырастет до 1,8 млн шт. с 1,5 млн в 2020 г., прогнозируют в IHS и BCG. Доли основных автобрендов сильно не изменятся: 26% рынка в массовом сегменте будет занимать Lada, по 12% – корейцы Kia и Hyundai и французская Renault. В премиум-сегменте Mercedes-Benz сменит в лидерах BMW. «Российский рынок один из немногих, которые будут расти в ближайшие годы. Средняя цена автомобиля будет расти ввиду смещения доли проданных авто в сегмент SUV, который по умолчанию дороже. Учитывая данный тренд, а также ожидаемое сохранение структуры брендов-лидеров на рынке, вполне вероятно, что многие из них захотят расширить свое предложение новыми моделями в этом сегменте», – комментирует председатель BCG в России Владислав Бутенко.

В статью внесена правка о стоимости автомобиля в розничной продаже