Цена нового легкового автомобиля с начала года выросла на 21%

Впервые этот показатель превысил 2 млн рублей
Дефицит автокомпонентов не может быть разрешен быстро / Евгений Разумный / Ведомости

Средневзвешенная цена (с учетом занимаемой доли рынка. – «Ведомости») нового легкового автомобиля в России по итогам августа 2021 г. составила 2,14 млн руб., подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Это на 21% больше, чем в начале года. По подсчетам агентства, в июне средневзвешенная цена составляла более 1,8 млн руб., в июле она уже превысила 1,9 млн руб. Цены растут на волне нехватки автомобилей у дилеров, вызванной глобальным дефицитом микрочипов, и высокого спроса со стороны потенциальных покупателей, объясняет «Автостат».

По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, такой динамики роста цен в течение календарного года не было за всю историю наблюдений начиная с 2014 г.

Дефицит новых автомобилей на рынке начался еще в конце 2020 г. Ограничения из-за распространения коронавируса и сезонные отпуска автозаводов привели к значительному снижению темпов выпуска машин. К примеру, в августе 2020 г. в России было выпущено всего 83 000 легковых автомобилей, сообщал Росстат. Это на 30% меньше по сравнению с августом 2019 г.

По итогам года российским автозаводам удалось несколько сгладить последствия карантина и нарушение производственного процесса. В декабре было выпущено 127 600 легковых машин – на 9,7% больше, чем годом ранее, следует из данных Росстата. Спрос также подстегивал производство, а ожидания роста цен с января 2021 г. вкупе с обещаниями властей поднять утильсбор на легковые автомобили на 25% способствовали принятию автовладельцами решения о покупке новой машины.

Утильсбор в итоге так и не подняли, а рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 г. просел на 9% до 1,6 млн машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

По итогам I квартала 2021 г. продажи снизились на 2,8%, но дилеры смотрели на ситуацию с оптимизмом. Они говорили о «стабильном спросе, подогретом дефицитом автомобилей и изменением цен на них». Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) отмечала рост цен на 5–8% с начала года и предполагала, что до конца 2021 г. автомобили подорожают еще на 5%, догоняя растущие доллар и евро.

Не по прогнозу ситуация начала развиваться с первых чисел июня. Тогда мировой дефицит микрочипов для автопрома докатился до России. Первым пострадал «АвтоВАЗ». Компания на протяжении лета несколько раз приостанавливала сборку в Тольятти из-за нехватки микрочипов Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили тогда, что эти внеплановые паузы привели к дефициту самых популярных моделей Lada Granta и Vesta. Периодически простои в сентябре вводило российское подразделение Volkswagen на заводе в Калуге, сообщал «Интерфакс». Группа ГАЗ в начале сентября стала выпускать некомплектные автомобили, чтобы не останавливать конвейер и не распускать рабочих, говорил «Ведомостям» управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. Неделей позднее примеру ГАЗа последовал и московский завод Renault. В результате продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2021 г. снизились на 17% в годовом выражении до 114 130 штук, сообщала АЕБ. Сентябрьская статистика еще не опубликована.

По прогнозам консалтинговой компании BCG, автопроизводители по всему миру не смогут выпустить в этом году 7–9 млн легковых автомобилей из-за дефицита микроэлектроники. В I квартале 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 1,4 млн новых автомобилей, во II квартале – 2,6 млн шт. Во второй половине года, согласно прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин. Сейчас все больше свидетельств тому, что разрешение этой проблемы может перекочевать с 2022 на 2023 г., говорил «Ведомостям» аналитик «ВТБ-капитала» Владимир Беспалов.

Дефицит компонентов не может быть разрешен быстро, соглашается с ним Удалов из «Автостата». Цены продолжат расти, потому что спрос сохраняется и производители и дилеры будут этим пользоваться, нащупывая предел в ценообразовании, считает аналитик. Автомобили в основном покупают представители среднего класса и выше, поэтому некоторая покупательная способность у них еще сохранилась, отмечает Удалов. Но многие, кто мог поменять автомобиль, уже это сделали, нарастает риск исчерпания спроса, считает он. Если цена будет слишком высокой, то даже те, кто мог бы себе позволить купить автомобиль, уже будут не в состоянии это сделать, предупреждает Удалов.

По оценке «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля к концу года может вырасти на 25% относительно уровня начала года.

В связи с образовавшимся на авторынке жестким дефицитом клиент может купить автомобиль по рекомендованной розничной цене, только записавшись в очередь, а ожидание доходит до нескольких месяцев, констатирует представитель РоАД. Он соглашается, что в таких условиях рост цен на рынке в ближайшее время может продолжиться.