Дилеры просят отсрочить повышение утильсбора на автомобили

Индексация помешает восстановлению рынка и приведет к сокращению рабочих мест
Александра Зотова / для Ведомостей

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) 7 июля обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отсрочить индексацию утилизационного сбора на автомобили. Об этом говорится в письме ассоциации на имя главы правительства, с которым ознакомились «Ведомости».

Постановление правительства об индексации утильсбора на автомобили с 1 августа 2023 г. опубликовано 7 июля. Она будет распространяться как на новую, так и бывшую в эксплуатации автотехнику. Согласно документу, ставка сбора на легковые машины будет в среднем повышена в 1,7-3,7 раза в зависимости от объема двигателя, на LCV – в 2,5-3,4 раза, на грузовые – в 1,7 раза, пояснили в пресс-службе Минпромторга. Сбор на автобусы, по данным ведомства, в среднем вырастет в 2,2-4,8 раза, на электробусы – в 8,7 раза.

РоАД в целом поддерживает протекционистскую меру, но считает ее преждевременной, так как рынок еще не восстановился до уровня 2021 г., отмечается в обращении. «При среднемесячном объеме продаж в 160 000 новых автомобилей до 2022 г., в июне 2023 г. среднемесячный объем продаж составил 82 500 автомобилей», – говорится в письме.

Как устроен утильсбор

Утилизационный сбор – единовременный платеж, он взимается на будущую утилизацию техники с сентября 2012 г. Выплачивается за каждый автомобиль, его размер определяется исходя из базовой ставки (20 000–172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, отличающийся для разных видов техники с разными массой, возрастом и объемом двигателя.
Изначально сбор взимался только с импортной техники. Но в 2014 г. его также распространили и на машины, произведенные в России. Но в том же году российские власти ввели промышленные субсидии, которые официально не связаны со сбором, но фактически компенсируют его для российских заводов (размер компенсации зависит от уровня локализации конкретной марки автомобиля).

Всего же за первые шесть месяцев 2023 г. в России было продано 401 566 легковых машин, следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС. Это на 14% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из 82 407 автомобилей, проданных в июне, более половины (53%) пришлось на импорт, из которых 15% – неофициальный. Импортерам, в отличие от локальных производителей, компенсация утилизационного сбора через субсидии не предусмотрена. 

Автодилеры предлагают отложить повышение утильсбора до момента достижения рынком объема продаж в 1,6-1,7 млн машин в год, то есть до уровня 2021 г. В противном случае индексация нанесет «значительный урон» российскому авторынку, говорится в письме. Для сравнения: в прошлом году в России был продан всего 626 281 новый легковой автомобиль, на 59% меньше по сравнению с 2021 г.

При повышении сбора РоАД ожидает «резкого снижения» ввоза новых автомобилей из Китая, что может навредить не только отношениям между двумя странами, но и новым проектам в области автомобилестроения. На рынке продолжается дефицит, который не будет ликвидирован на протяжении этого года, предполагают в ассоциации. По ее оценкам, запланированное повышение утильсбора вызовет рост стоимости новых легковых машин на уровне 120 000 руб. и до 600 000 руб. – в сегменте грузового транспорта. Это будет оказывать дополнительное давление на спрос, констатирует РоАД в письме.

За повышение утильсбора как протекционистскую меру выступали отечественные автоконцерны. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов с начала года публично поддерживал индексацию сбора на фоне агрессивной экспансии китайских автомобильных брендов в России. Совокупные продажи последних, по его словам, «иногда сравнимы или превышают автовазовские». За индексацию также выступал и гендиректор «Камаза» Сергей Когогин («Ведомости» писали об этом 1 июня).

Минпромторг в комментарии к постановлению правительства отмечал, что рост утильсбора не приведет к росту цен на отечественные автомобили, поскольку их сдержат госпрограммы поддержки отрасли, направленные на перезапуск простаивающих площадок, наращивание объемов производства, развитие собственной компонентной базы и на стимулирование спроса. 

«Значительная часть работников отрасли в связи со снижением спроса потеряет рабочие места. Таким образом, постановление правительства (об индексации утильсбора. – "Ведомости") даст обратный эффект – будет не защита российского российского автобизнеса, а потеря доходов и объема продаж», – говорится в письме РоАД.

Авторы письма также просят ввести программу утилизации автомобилей, по которой автовладельцы, сдающие старые машины на переработку, получают до 100 000 руб. на покупку нового авто. За последние два года средний возраст автомобилей в парке РФ, по данным «Автостата», достиг 15 лет, что авторы письма считают «очень критичным». Такая программа уже действовала в России в начале-середине 2010-х гг. наряду с льготным автокредитованием и лизингом.

В 2021 г. бюджет пополнился за счет утилизационного сбора на 513,8 млрд руб., из которых 130,4 млрд руб. поступили от импорта автомобилей (открытых данных за прошлый год нет).

В последний раз ставки сбора повышали в 2020 г. на 46% для автомобилей с двигателем объемом до 1 л и на 145% для машин с двигателем от 3,5 л. Сбор на самые массовые легковые машины с мотором 1–2 л вырос тогда на 112%.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев соглашается с аргументами РоАД, но подчеркивает, что обращение направлено на защиту интересов автодилеров, а не покупателей. Он уверен, что письмо не повлияет на принятое правительством РФ решение об индексации утильсбора. По его оценке, без повышения сбора продажи на рынке по итогам года могли бы составить от 820 000 до 850 000 новых легковых машин. С учетом повышения ставки объемы рынка не превысят 750 000 штук.

«С одной стороны, в ближайшие полтора года стимулирование спроса возможно только за счет различных государственных программ. С другой стороны, только возврат к нормальной конкуренции способен выправить ситуацию на рынке», – отмечает он.