Продажи легковых автомобилей в России поднялись в полтора раза

Но к концу года темпы роста импорта могут замедлиться из-за падения рубля
Максим Стулов / Ведомости

Продажи новых легковых машин в России в январе – сентябре 2023 г. выросли на 51% год к году до 717 310 единиц, следует из данных на основе регистраций транспортных средств. Их подсчитало СП «Автостата» и системы электронных ПТС – «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК).

«АвтоВАЗ» за первые три квартала продал 225 637 машин – почти в 2 раза больше, чем в тот же период годом ранее. Следом за ним в топе лидеров продаж расположились сразу пять китайских брендов. Chery продала за девять месяцев 83 425 машин (рост в 3,8 раза), Haval – 69 158 автомобилей (в 3,3 раза), Geely – 59 024 шт. (в 3,6 раза), суббренды Chery – Exeed и Omoda – 29 659 и 29 558 машин соответственно. Продажи Exeed выросли в 4 раза, Omoda в прошлом году не продавалась в России. Еще один китайский бренд – Changan – оказался на восьмой строчке, уступив корейской Kia. При этом по динамике продаж это абсолютный лидер 2023 г.: его результат составил 26 988 машин, рост в 16 раз.

В сентябре 2023 г. в России было продано 110 358 новых легковых автомобилей, что в 2,5 раза больше, чем в том же месяце прошлого года, следует из данных ППК. На долю «АвтоВАЗа» пришлось 31,7% рынка, или 34 991 автомобиль. Продажи компании выросли в 2 раза к сентябрю прошлого года. Но динамика китайских брендов оказалась сильнее. Chery увеличила продажи в 3 раза до 12 102 машин, Haval – в 3,5 раза до 11 080 единиц, Geely – в 3,3 раза до 9175 автомобилей. Продажи Changan выросли в 26 раз до 6110 машин.

Помимо отечественной Lada и китайских марок в сентябрьский топ продаж также попали Kia и Toyota. И если продажи первой в сентябре снизились к тому же месяцу 2022 г. на 28% до 2378 шт., то у второй – выросли почти в 2 раза до 2345 автомобилей. Обе компании остановили официальные отгрузки машин российским дилерам после начала СВО на Украине в 2022 г.

Среди моделей лидерами сентября стали Lada Granta (19 365 шт.) и Vesta (6396). Lada Niva Travel закрепилась на 4-й строчке (5009 единиц), пропустив вперед Haval Jolion (5733). На 5-м месте кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max (4521 автомобиль).

По прогнозам Минэкономразвития, продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 г. составят 1,06 млн единиц против 606 860 машин в 2022 г. Ведомство считает, что в последующие годы рынок ждет плавный рост – 1,11 млн в 2024 г., 1,16 млн в 2025 г. и 1,225 млн автомобилей в 2026 г. («Ведомости» писали об этом 2 октября). Основу рынка в 2023 г., как и годом ранее, составит категория легковых машин мощностью двигателя от 90 до 150 л. с. На нее будет приходиться почти половина продаж, или 524 620 транспортных средств. Почти каждый второй купленный в этом году легковой автомобиль будет приходиться на импорт: это 444 280 машин против 156 520 в 2022 г.

Но сейчас к покупателям поступают машины, ввезенные еще летом – при других валютных курсах, и, возможно, даже до индексации утильсбора (с 1 августа 2023 г. – «Ведомости»), отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Продажи, более соответствующие текущим макроэкономическим реалиям, рынок увидит в октябре-ноябре и они будут ниже, чем летом и в начале осени, считает эксперт. В связи с этим достижение прогнозируемого Минэком уровня рынка вряд ли возможно, считает Бургазлиев. По его мнению, продажи легковых машин в 2023 г. будут «в пределах 1 млн штук».