Авиакомпаниям нужно выдавать 100%-ные госгарантии без обеспечения

Замминистра транспорта, ,бывший гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов просит дополнительной господдержки для авиаторов

Госгарантии вообще не нужны, уверен представитель «Аэрофлота» (Окулов возглавлял компанию 12 лет): сильные перевозчики в состоянии взять кредит сами, а слабым они не помогут.

Меры господдержки авиаотрасли оказались крайне неэффективными, заявил замминистра транспорта Валерий Окулов (цитата по «Интерфаксу»). Они сформулированы без учета специфики авиационного бизнеса.

Постановление о предоставлении госгарантий по кредитам требует 50%-ного обеспечения со стороны перевозчика. Но большинство авиакомпаний не располагают активами, которые можно заложить по кредитам. Их основной актив – самолеты, но они, как правило, взяты в лизинг. «Нужно выдавать госгарантии на 100% без обеспечительных мер со стороны компаний», – уверен замминистра. Он сетует на недоступность кредитов из-за высоких ставок: «Привлечение кредита со ставкой 16–20% в нашей отрасли не канает». Оптимальными для авиакомпаний Окулов считает не более 10% годовых, а все, что свыше, должно субсидировать государство.

Представители Минтранса и первого вице-премьера Игоря Шувалова (отвечает за госгарантии) идеи Окулова не комментируют.

Авиаторы были бы рады таким поблажкам, но они нереализуемы, признается гендиректор ГТК «Россия» Роман Пахомов. «Мне неинтересно наблюдать, как чиновники занимаются самобичеванием, – говорит гендиректор Sky Express Марина Букалова. – Важнее услышать реальные предложения. Заявления Окулова к этой категории не относятся». Поддерживать надо только те компании, которые имеют будущее, а остальным – дать умереть, категорична она: сейчас на российском авиарынке переизбыток предложения – летает «35% лишних кресел».

Со льготными ставками парадоксальная ситуация, говорит Букалова: для авиакомпаний и 10% много (средняя рентабельность – всего 1–2%), а для банкиров – мало, сегодня такова ставка рефинансирования.