Клиентов "Эйрюнион" возили даром

Авиакомпании, которые в прошлом году перевозили пассажиров «Эйрюнион», до сих пор не получили компенсацию затрат

Перевозчики «Эйрюнион» – «Красэйр», «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара» – перестали летать в прошлом году. Причиной стали долги компаний, сейчас они находятся в процедуре банкротства. В августе 2008 г. по призыву чиновников «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Атлант-союз» перевозили пассажиров «Эйрюнион» за свой счет. Компаниям обещали компенсацию затрат.

Как выяснили «Ведомости», расчет до сих пор не произведен. Затраты «Трансаэро» за перевезенных пассажиров «Эйрюнион», а также за предоставленный альянсу керосин составляют 20 млн руб., рассказала «Ведомостям» гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова. Перевозчик направлял письма в «Эйрюнион», когда она еще работала, затем – в столичный «Атлант-союз», который взял на себя долги альянса, наконец, в «Ростехнологии», как владельца пакетов «Красэйр», ДАЛ, «Самары», были обращения в Росавиацию и Минтранс, уточнил представитель «Трансаэро»: результата нет. В нелегком положении находится и «Атлант-союз»: ему также не компенсировали долги «Эйрюнион», говорит представитель компании. Точная сумма долга перед «Атлантом» неизвестна: назывались цифры от 3,3 млрд до 6 млрд руб.

Для погашения задолженности альянса в бюджете было предусмотрено 3,5 млрд руб., говорит руководитель Росавиации Геннадий Курзенков, из этой суммы 1,5 млрд руб. в конце прошлого года получили «Ростехнологии», еще 1,1 млрд руб. вот-вот будут перечислены. А госкорпорация, в свою очередь, должна расплачиваться с остальными, описывает механизм компенсации Курзенков. Эти 3,5 млрд руб. предусмотрены на погашение долгов не только перед авиакомпаниями, но и перед «Внуково» и «Домодедово». Аэропорты сейчас судятся: «Домодедово» требует с «Внуково» более 1 млрд руб. (последний поручался за «Эйрюнион»). Пошел в суд и Росрезерв, выделивший более года назад для нужд «Эйрюнион» 24 000 т керосина общей стоимостью 750 млн руб. В сентябре 2009 г. он направил иск в отношении «Атлант-союза» в Арбитражный суд Москвы на сумму 45,78 млн руб.

А «Сибири» удалось избежать участи должника, говорит ее представитель. Просто компания не возила в долг – пассажиры покупали билеты, хоть и по сниженным тарифам, добавляет он.

Заявления, сделанные о правопреемственности долгов «Эйрюнион», были на уровне «джентльменского соглашения», отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак: никаких документов на этот счет нет. Поэтому перевозчики, которые не получили компенсацию за «Эйрюнион», пойти в суд не могут, отмечает Рыбак: исход дела зависит «от доброй воли и совести» обещавших.

Представители «Ростехнологий» и «Аэрофлота» от комментариев отказались.