Автоконцерны напрасно ставят на Китай


Крупнейшие мировые автоконцерны, включая Volkswagen, Toyota Motor, Nissan Motor и Mitsubishi, наращивают производство в Китае. Надежды на грядущий бум продаж не ослабли даже после того, как пришли сообщения о намерениях правительства страны вскоре отказаться от налоговых послаблений, распространяющихся на покупателей машин, сообщает Business Week.

Автоконцерны делают крупные ставки на китайском рынке. Volkswagen уже заявил о том, что планирует до 2012 г. инвестировать в заводы и производство новых моделей автомобилей в Китае 4,4 млрд евро ($5,9 млрд). Nissan 23 апреля сообщила о своих намерениях нарастить производство в стране на 70%. Эта компания планирует увеличить производство машин с 535 000 в этом году до 900 000 в 2012 г. При этом главу компании Карлоса Госна не смущает прогноз его аналитиков, что рост продаж в следующем году замедлится до 10-15%. «Каждому производителю необходимо занять свою долю рынка сейчас. Позже будет поздно», - убежден Такеши Мияо, аналитик консалтинговой компании Carnorama.

Шестая по объемам продаж автомобилей компания в Китае – Mitsubishi - сообщила в пятницу, что намерена искать в Китае партнера для создания СП, целью которого станет наращивание доли компании на этом рынке. Все компании рассчитывают на одно: рост спроса на автомобили на этом крупнейшем в мире рынке продолжится. По прогнозам Volkswagen, в этом году он составит 20%. В Honda прогнозы более скромные: 10%. А директор исследовательского отдела Государственного информационного центра Ксю Шанминг ожидает, что рост спроса составит 17%, или 16 млн автомобилей. С определенной точки зрения чрезмерно оптимистичными эти прогнозы не назовешь: ведь в прошлом году спрос увеличился на 46%.

Однако сумеют ли все компании вместиться в прогнозируемые объемы роста? Крупнейший производитель автомобилей в Китае компания General Motors планирует увеличить продажи с 2 млн машин в этом году до 3 млн уже к 2015 г. По словам президента GM в Китае Кевина Вейла, «каждый раз, когда правительство меняет политику, это имеет влияние на рынок… однако на данный момент у нас нет достаточного количества машин, мы не строим их в достаточном количестве».

Компания Toyota надеется, что продажи в Китае в этом году превысят 800 000 автомобилей. В конце следующего года в стране будет запущен новый завод, производительность которого составит 100 000 машин.

Крупнейший мировой производитель автомобилей класса люкс компания BMW тоже ставит на китайский рынок. Только в этом году компания намерена поставить в Китай 120 000 автомобилей BMW, Mini и Rolls-Royce. Это на 33% больше, чем в прошлом году, и на 20% больше, чем компания планировала ранее. Основной конкурент BMW – автоконцерн Daimler AG - нарастит продажи на 40% - до 100 000 автомобилей.

Тем временем правительство страны имеет свой взгляд на ситуацию. В следующем году налог на автомобили с двигателями меньше 1,6 л может быть повышен до 10%. В 2009 г. он был снижен до 5%, а в этом году поднялся до 7,5%. Все это серьезно способствовало росту спроса, который «не может поддерживаться» в будущем, пояснил Шанминг. В итоге, по мнению аналитика HIS Global Insight Пола Ньютона, если налоговые льготы прекратят действовать, «есть опасения, что, несмотря на все инвестиции и серьезный рост, авторынок может перегреться».

В JD Power & Associates подсчитали, что через пять лет серьезной проблемой компаний станет избыток производственных мощностей. Так, по подсчетам аналитиков компании, учитывая рост инвестиций, к 2015 г. заводы будут производить 66% от своих производственных мощностей. Тем временем для покрытия фиксированных издержек уровень производства должен достигать 80% от производственных мощностей. В итоге, по мнению президента JD Power Финбарра О’Нила, компаниям придется предлагать серьезные скидки клиентам. Причем начаться все это может уже в этом году: по его словам, если рост продаж замедлится до 12%, или 14,5 млн автомобилей, склады начнут заполняться. Не лучший прогноз для автопроизводителей, работающих в стране, где планы правительства, в частности в отношении авторынка, всегда очень туманны.