General Motors расплатилась со Сбербанком

General Motors согласилась заплатить Сбербанку отступные за разрыв сделки по продаже ему и Magna контрольного пакета Opel в прошлом году. Сумма компенсации не называется. Эксперты уверены, что она в разы меньше ущерба в 100 млн евро, заявленного Сбербанком и Magna в прошлом году

Сбербанк и General Motors (GM) разрешили спор относительно компенсации автопроизводителем разрыва сделки по продаже контрольного пакета Opel альянсу Magna и Сбербанка в прошлом году, сообщили компании в совместном пресс-релизе. Конфликт урегулирован на «взаимовыгодных условиях», говорится в сообщении, но в чем состоят эти условия, представитель Сбербанка и вице-президент GM Крис Преусс уточнять не стали. Автопроизводитель согласился выплатить денежную компенсацию, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Сбербанку, однако размер ее не назвал, отметив лишь, что «она не символическая».

Консорциум Magna и Сбербанка был одним из претендентов на покупку у General Motors контрольного пакета Opel. После полугода переговоров стороны подписали в сентябре 2009 г. соглашение о покупке у американского автоконцерна 55%-ной доли в немецкой компании за 500 млн евро. Однако в ноябре совет директоров GM неожиданно решил разорвать сделку, объяснив это значительным улучшением своего финансового состояния и ростом рынка.

«GM на самом деле никогда не желала продавать Opel полностью или частично», – объяснял «Ведомостям» Крис Габби, вице-президент GM Europe. Решение о продаже было вынужденным и, как только появилась такая возможность, компания отказалась от сделки, уверял Габби. Но отказ GM вызвал резкое недовольство премьер-министра Владимира Путина, который посчитал такое действие «пренебрежительным отношением» американцев к партнерам.

А Сбербанк в конце 2009 г. потребовал у GM компенсации за срыв сделки. «Девять месяцев переговоров, 9000 парафированных листов контракта были готовы к подписанию, и за два дня до сделки GM отказалась», – негодовал предправления Сбербанка Герман Греф. Если автоконцерн откажется платить, банк будет отстаивать свои права в суде, пригрозил Греф. Компенсацию затрат на подготовку к сделке собиралась требовать и Magna, говорил ее содиректор Зигфрид Вольф. Ранее сообщалось, что размер компенсации может составить до 100 млн евро. С представителем Magna вчера связаться не удалось.

«Могу четко заявить: GM не нарушила никаких обязательств», – уверял «Ведомости» Габби в ноябре 2009 г. Соглашение с GM действительно не предусматривало штрафа за отказ от сделки, признавал Греф, но возможность принудить GM к выплате компенсации оставалась. Преусс не стал комментировать, почему компания решила заплатить. По оценке управляющего директора Mergers.ru Юрия Игнатишина, стоимость подготовки сделки такого масштаба могла составить несколько миллионов долларов.

Юридических рычагов для принуждения General Motors к выплате компенсаций, скорее всего, не было, полагает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Вероятнее, автоконцерн согласился заплатить в обмен на какие-то уступки со стороны банка, полагает он. GM и Сбербанк готовы к дальнейшему сотрудничеству, отметили компании в своем пресс-релизе. Однако о каких проектах идет речь, их представители уточнять не стали.