"Российские железные дороги" поставили рекорд доходности

РЖД в первые три месяца 2010 г. показала рекордную чистую прибыль – в 38,2 млрд руб. Но это не повод для оптимизма, считают в компании: к докризисному уровню в 2010 г. вернуться не удастся

Выручка РЖД в 2009 г. сократилась на 4,5% до 1,05 трлн руб., чистая прибыль увеличилась на 7,8% до 14,447 млрд руб., говорится в отчете компании по РСБУ за I квартал этого года. Январь – март оказались намного удачнее. Выручка увеличилась на 20% до 280,4 млрд руб., а чистая прибыль составила рекордные 38,2 млрд руб. против убытка в 17,1 млрд руб. годом ранее.

Выручка оказалась даже на 8% выше показателя докризисного I квартала 2008 г. Но менеджмент РЖД не склонен к эйфории. «Прогнозируемый рост экономики будет существенно меньше, чем спад 2009 г., и это не позволит еще достигнуть в 2010 г. докризисного уровня», – написано в отчете. Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2007 г. составила 84,495 млрд руб.

Рост прибыли в I квартале компания объясняет разницей между рыночной и балансовой стоимостью имущества, вносимого в уставный капитал Федеральной пассажирской компании (ФПК). Точную сумму представитель компании раскрыть отказался. В отчете лишь говорится, что балансовая стоимость 99,9%-ного пакета ФПК составляет 137,238 млрд руб.

Гендиректор института проблем естественных монополий Юрий Саакян говорит, что ни в этом, ни даже в следующем году РЖД не удастся достичь докризисных показателей. В лучшем случае это произойдет в 2012 г., считает он, экономика восстанавливается не так активно.

Хорошая отчетность не помешает компании отказаться от выплаты дивидендов за прошлый год. Соответствующая директива уже согласована Росимуществом и Минтрансом.

За 2008 г. компания также не платила дивидендов, ссылаясь на кризис. Саакян считает такое решение логичным – компания получает госпомощь. Ее объем в 2009 г. вырос в восемь раз до 1,12 млрд руб., а сумма компенсаций из бюджета, связанных с госрегулированием цен и тарифов, – в 3,6 раза до 79,2 млрд руб.