Иностранные производители должны будут собирать в России 300 тыс. машин в год

Минпромторг и Минэкономразвития почти договорились об ужесточении режима промсборки: желающие продлить соглашения должны будут собирать не меньше 300 000 машин в год, но смогут использовать крупноузловую сборку

Большинство соглашений о промсборке (см. врез) истекает в 2012–2013 гг. Минпромторг предложил автопроизводителям продлить договоры еще на восемь лет, но на более жестких условиях: собирать в России не меньше 300 000 автомобилей в год, при этом производить здесь как минимум 200 000 двигателей и/или коробок передач и т. д.

Против выступило Минэкономразвития, однако Минпромторгу удалось согласовать с этим ведомством практически все параметры. Об этом вчера объявили министр экономразвития Эльвира Набиуллина и директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов. Было решено, что минимальный уровень производства автомобилей должен составлять не менее 300 000 шт. в год, объявила министр. Но по предложению Минэкономразвития исключено условие об объеме локализации двигателей и коробок передач, добавил Рахманов. Вместо этого производители должны будут устанавливать не менее чем на 30% собираемых в России автомобилей двигатели российского производства, сказала Набиуллина.

Минэкономразвития согласилось и с методикой расчета уровня локализации – исходя из добавленной стоимости в производстве автомобиля, отметил Рахманов: через пять лет после вступления в силу новых соглашений она должна быть не менее 60%. Это примерно соответствует локализации производства 40% компонентов, подчеркнул он. Минпромторг отстоял возможность давать производителям использовать крупноузловую (SKD) сборку, добавил чиновник.

Параметры соглашений еще могут частично поменяться, говорит источник, близкий к Минэкономразвития. Этого произойти не должно, не согласен Рахманов: параметры обсуждались с автопроизводителями, и 3–4 автоконцерна подпишут соглашения по новым правилам. Что это за концерны, он не сказал. Под новые условия уже подпадают альянс «АвтоВАЗа», Renault и Nissan, а также «Соллерс» в союзе с Fiat. Вчера представители «АвтоВАЗа» и «Соллерса» подтвердили, что новые условия их устраивают. Согласна работать по новым правилам и Volkswagen, сказал вчера гендиректор «Фольксваген груп рус» Дитмар Корцеква. Компания приветствует возможность использовать крупноузловую сборку с возможностью ввоза компонентов по льготным пошлинам: в таком случае появляется смысл собирать в России модели, продажи которых составляют 5000–10 000 в год, пояснила она. При этом общий уровень локализации составит 60% благодаря большому количеству российских компонентов в массовых моделях, отметил Корцеква.

Но не всем новые правила по душе. В России рынок не способствует локализации: покупатели хотят иметь большой выбор моделей, значит, производство каждой будет сравнительно невелико, а в таком случае локализация многих компонентов невыгодна, отметил гендиректор «ПСМА рус» (PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi) Дидье Алетон.

Чтобы новый режим вступил в силу, Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин должны подписать совместный приказ. Когда это будет сделано, Рахманов и Набиуллина не сказали. Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил. Соглашения по новым правилам нужно заключить до конца февраля 2011 г.