«Аэрофлот» будет бюджетно летать из «Домодедова»

Как стало известно «Ведомостям», аэропортом базирования бюджетного перевозчика, которого к 2013 г. создаст «Аэрофлот», будет «Домодедово». Теснота «Шереметьево» замедлит рост перевозок «Аэрофлота» на 10%

О создании дискаунтера гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заговорил сразу после того, как в феврале премьер Владимир Путин одобрил передачу компании авиаактивов «Ростехнологий». Бюджетный перевозчик от «Аэрофлота» начнет полеты в 2013 г., аэропортом базирования для него определен «Домодедово», говорится в проекте стратегии группы «Аэрофлот» до 2025 г. (копия есть у «Ведомостей»). Лоукостер будет сформирован на базе одной из передаваемых госкорпорацией компаний, скорее всего «Саратовских авиалиний».

«Аэрофлот»

Авиакомпания. Пассажиропоток (10 месяцев 2010 г.) – 9,5 млн человек (без учета «дочек»). Основной акционер – государство (51%). Капитализация – $2,94 млрд. Выручка (9 месяцев 2010 г., РСБУ) – 82,7 млрд руб. Чистая прибыль – 11,8 млрд руб.

В «Шереметьево» нет места, объясняет выбор источник, близкий к «Аэрофлоту». Детального бизнес-плана по лоукостеру (затраты, парк, доля рынка) еще нет, добавляет он.

Именно из-за ограничений базового аэропорта менеджмент «Аэрофлота» снизил прогнозы по пассажиропотоку почти на 10%. Национальный перевозчик вместе с «дочками» – существующими («Норд авиа», «Дон авиа») и будущими (ГТК «Россия», «Влад авиа», «Оренбургские авиалинии» и т. д.) в 2010 г. перевезет 21,8 млн человек, через 15 лет пассажиропоток вырастет в 3,3 раза до 72,5 млн, говорится в проекте стратегии. В ее предыдущей версии пассажиропоток «планировался почти на 10% выше – 79,5 млн человек».

«Аэрофлот» верстает план, исходя из реальных возможностей «Шереметьево», и это нормально, вздыхает гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко, обещая делать все, чтобы способствовать развитию базового перевозчика. Представители «Домодедово» и «Аэрофлота» от комментариев отказались. Источник в «Аэрофлоте» сказал, что совет директоров рассмотрит стратегию завтра.

Трехкратного роста авиакомпания достигнет за счет выхода практически во все сегменты рынка, отмечается в документе (подробнее см. таблицу). Сам «Аэрофлот» сосредоточится на высокодоходных направлениях, в том числе туристических (Париж, Лондон, Пекин, Токио и проч.), его чартерная «дочка» (на базе «Оренбургских авиалиний») должна усилить позиции на маршрутах в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Анталью (там будут и ее базовые аэропорты); оставшиеся – южная (на базе «Дон авиа» и «Кавминводыавиа»), северо-западная (ГТК «Россия»; без «Норд авиа», которую продает «Аэрофлот»), дальневосточная («Влад авиа», «Сахалинские авиатрассы») – будут покрывать региональные рынки.

«Основной рост пассажиропотока планируется в 2013–2014 гг. [с 9 до 15%]», – указано в проекте стратегии. За счет ввода в эксплуатацию нового терминала в «Пулково», запуска аэропорта в Сочи и начала полетов бюджетной компании, объясняется там.

Низкобюджетные перевозки – одно из важнейших направлений развития авиарынка в России, заявлял недавно вице-премьер Сергей Иванов. Доля лоукостеров на мировом рынке – 40–50%, «у нас же этот сегмент в зачаточном состоянии», сетовал он. Этот сегмент рынка рос даже в кризис, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов: сейчас, когда мировой рынок вырос на 5% за 10 месяцев, лоукостер Ryanair прибавил 13%.

В России дискаунтеру сложно развиваться, отмечает он, нет дешевых – альтернативных – аэропортов, начисляются таможенные пошлины на самые выгодные для лоукостеров самолеты (вместимостью 180 кресел), небольшое проникновение интернета среди населения и, наконец, привычки россиян: купив самый дешевый билет, они рассчитывают на привычный сервис (питание на борту).

Бюджетный перевозчик «Аэрофлоту» нужен – это и присутствие в новом сегменте, и получение дополнительных доходов, уверен Тараканов. Ресурсы для его создания есть – достаточное число самолетов, мощная маршрутная сеть, добавляет эксперт.

Гендиректор Sky Express Марина Букалова не стала комментировать появление возможного конкурента.