Менеджеры «Аэрофлота» наказаны за авиаколлапс рублем

Предновогодний коллапс авиаперево­зок обойдется топ-ме­нед­жерам «Аэрофлота» в $1,5 млн. На такую сумму руководители компании лишатся бонусов и премий

Топ-менеджеры «Аэрофлота» будут лишены бонусов и премий за IV квартал 2010 г. Об этом говорится в обращении гендиректора компании Виталия Савельева, размещенном на корпоративном сайте. Без вознаграждения останутся почти 60 человек – от гендиректора до директора департамента, рассказал источник, близкий к перевозчику. Общая сумма невыплаченных бонусов и премий составит около $1,5 млн (в среднем по $25 000 на человека). Доход менеджера делится на две равные части – зарплату и вознаграждение (выплачиваются поквартально в зависимости от достигнутых результатов). Второй части выплат менеджеры и лишились, объясняет собеседник «Ведомостей».

«Аэрофлот»

Авиакомпания. Пассажиропоток (11 месяцев 2010 г.) –10,4 млн человек (без учета «дочек»). Основной акционер – государство (51%). Капитализация – $2,89 млрд. финансовые показатели (9 месяцев 2010 г., РСБУ): Выручка – 82,7 млрд руб., Чистая прибыль – 11,8 млрд руб.

Кроме того, отстранены от занимаемых должностей три виновных в коллапсе топ-менеджера, говорится в обращении Савельева. Постов лишились заместитель гендиректора «Аэрофлота» Владимир Смирнов, отвечающий за закупку противообледенительной жидкости (из-за ее дефицита и началась задержка рейсов), директор управления полетами Константин Плотников (центр отвечает за расписание, которое долго не корректировалось, несмотря на задержки) и директор департамента наземного обслуживания пассажиров Александр Андреев (работники именно этого подразделения должны были организовать взаимодействие с застрявшими в «Шереметьево» людьми), сообщил источник в «Аэрофлоте».

Оба решения Савельева правильные, считает член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко. То, как себя повела компания в кризис, «никуда не годится». Значит, руководители должны понести наказание. Теперь «Аэрофлоту» необходимо качественно улучшить план действий в экстренных ситуациях, продолжает он. Алексашенко рассчитывает, что «декабрьский авиаколлапс» будет обсуждаться на ближайшем заседании совета директоров.

Экономия в $1,5 млн незначительна для «Аэрофлота», отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Она покроет лишь малую часть убытков авиакомпании от коллапса. По расчетам эксперта, перевозчик потерял за 26–28 декабря $6–8 млн (с учетом отмененных рейсов, затрат на питание и проживание пассажиров). Плюс «Аэрофлот» пообещал выдать ваучеры на общую сумму до $20 млн застрявшим в «Шереметьево» пассажирам, на которые те смогут приобрести билеты авиакомпании. Но отмена вознаграждения – важный имиджевый шаг, рассуждает Тараканов: таким образом «Аэрофлот» признает, что был не прав.

В «Трансаэро» и «Сибири» никаких подобных действий не будет, сообщили их представители: в сложившихся обстоятельствах работники сделали все, что они могли. При этом перевозчики готовы выплатить пассажирам некую компенсацию. Гендиректор British Airways Уилли Уолш дважды за время управления компанией с 2005 г. отказывался от бонуса: из-за проблем с пятым терминалом в Heathrow и из-за забастовок персонала.