Антимонопольная служба подозревает, что нефтяники сговорились и на бирже

Даже биржевые торги не спасают Россию от постоянного роста цен на нефтепродукты. Котировки на дизель так высоки, что ФАС снова заподозрила нефтяников в сговоре и грозит третьей волной дел. Штрафы могут достичь $1,2 млрд

Нефтепродукты опять дорожают быстрее, чем за рубежом, посетовал вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев. Нефтяники говорят, что их цены соответствуют биржевым котировкам в России, ведь именно ФАС не раз говорила о важности развития биржевых торгов. Но служба снова недовольна – даже с оговоркой на рост акцизов с января. «Оптовые цены соответствуют котировкам, но они безумно высокие, – цитирует Артемьева «Интерфакс». – Мы никого не обвиняем, но, зная наши нефтяные компании, нас терзают очень сильные сомнения». Обычно оптовые цены опережают биржевые котировки, сейчас ровно наоборот. И есть подозрения, что котировки «нагоняются» крупными адресными сделками между разными компаниями по договоренности, отметил Артемьев.

Оборотный штраф от ФАС – это 1–15% выручки за целый год, который предшествовал нарушению (по продуктам, к ценам на которые есть претензии). В 2009 г. «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Башнефть» продали дизтоплива примерно на $9,7 млрд, подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов. При этом на минимальный штраф – 1% – может рассчитывать только «Башнефть» (от $18–19 млн), ведь ФАС неоднократно заявляла, что «рецидивистам» такие мягкие санкции не положены, а «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Газпром нефть» уже дважды получали штрафы от службы. Так что, если считать по максимуму, эти игроки могут получить санкции примерно на $1,2 млрд, следует из расчетов Борисова. А это будет новым рекордом для ФАС (см. врез).

Миллионные риски

Российская выручка «Роснефти» от продажи дизтоплива могла составить в 2009 г. $3,2 млрд (15% – порядка $480 млн), подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов; оценка для «Газпром нефти» – около $1,6 млрд с учетом доли в «Славнефти» (потенциальный штраф – до $240 млн), для «Лукойла» и ТНК-ВР – примерно по $1,5 млрд (до $230 млн штрафа на каждую). Выручка «Башнефти» от дизтоплива могла составить $1,8 млрд (потенциальный штраф – $18–280 млн), отмечает Борисов. Впрочем, претензии могут касаться отдельных регионов России, и тогда сумма штрафа будет ниже.

Если все это будет доказано, «можно начинать третью волну дел [против нефтяников], а это гигантские штрафы», отметил Артемьев. Признаки злоупотребления есть у «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Газпром нефти» и «Башнефти», уточнил он. ФАС свой анализ подготовит к концу следующей недели: прошли совещания в правительстве, и сейчас идет «сверка цифр». Но возможный сговор на бирже должна проверить ФСФР, куда ФАС уже обратилась, ведь для третьей волны необходимы доказательства для суда, объяснил Артемьев.

«Мы пока от ФАС ничего не получили, – отмечает руководитель ФСФР Владимир Миловидов. – [Но] я допускаю, что в процессе торгов могут появляться сделки, которые могут вызывать подозрение с точки зрения рыночного характера, будем проверять».

Запросы нефтяникам (с просьбой обосновать цены) ФАС отправила еще в конце декабря, отмечает представитель службы, новые претензии возникли к росту цен с начала года. Речь о дизельном топливе, добавляет он, а в случае с «Газпром нефтью» – еще и об авиакеросине.

Какими цифрами оперирует ФАС, представитель службы не раскрыл. Но, по данным ИАЦ «Кортес», биржевые котировки на зимнее дизтопливо пока действительно выше оптовых цен: средняя цена в опте за 11–25 января – 28 767 руб./т (+9,7% к уровню декабря, самый высокий рост среди всех типов нефтепродуктов), средняя цена на бирже – 29 266 руб./т (+15,3%). В рознице дизтопливо стоит в среднем 24,2 руб./л (+6,6% к декабрю).

Однако нефтяники с претензиями не согласны. ТНК-ВР продает на бирже свыше 20% нефтепродуктов, из них более 80% – покупателям, не связанным с компанией, отмечает представитель ТНК-ВР. Цены на дизтопливо действительно росли (как и биржевые котировки), но это объясняется многими факторами, добавляет собеседник «Ведомостей», в их числе – рост международных котировок нефти, а также ажиотажный спрос на топливо в конце 2010 г. (для грузоперевозок и в преддверии повышения акцизов), который был выше предложения (естественно, без «умышленного создания дефицита» со стороны ТНК-ВР). Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и «Башнефти» от комментариев отказались, с их коллегой из «Лукойла» связаться не удалось.