В совет директоров «Газпрома» выдвинут предправления Газпромбанка

В совет директоров «Газпрома» впервые должен войти предправления Газпромбанка Андрей Акимов. Не исключено, что это возможная замена Алексею Миллеру, отмечают эксперты

Представитель «Газпрома» не комментирует список кандидатов. В приемной Акимова соединить с ним отказались. Но источник, близкий к руководству Газпромбанка, говорил «Ведомостям», что Акимов – возможная замена Миллеру на посту предправления «Газпрома»: очередной пятилетний контракт Миллера истекает 31 мая.

«Теперь честнее»

Десять лет назад миноритарии «Газпрома» были намного активнее. Например, Уильям Браудер, управляющий директор Hermitage Capital Management, не раз проводил предвыборные кампании, а фонд Hermitage для его выдвижения в совет договаривался с остальными институциональными инвесторами (набиралось больше 3% «Газпрома»). Правда в итоге в совет проходил только Борис Федоров (ныне покойный), основатель группы ОФГ и бывший министр финансов, которому при голосовании помогали акциями и «дочки» «Газпрома». Так что структура совета не менялась с 2002 г.: пять бывших и нынешних чиновников, четыре менеджера «Газпрома», Бергманн от E.On и независимый директор (с 2009 г. место Федорова занял в этом качестве Валерий Мусин, бывший преподаватель президента и премьер-министра России, заведующий кафедрой юрфака Санкт-Петербургского госуниверситета). Предвыборные кампании прекратились. И больше пяти лет подряд «Газпром» получал только три заявки с кандидатами в совет: от государства (чиновники и Миллер), от E.On (Бергманн) и структур «Газпрома» (менеджеры и независимые кандидаты). Список «Газпрома» до сих пор был обширен (см.документ на сайте), но теперь концерн видимо решил не распыляться. «В последние годы всем было понятно, что список независимых кандидатов от «Газпрома» - это фарс, теперь куда честнее, - отмечает управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. - И к тому же «Газпром» не обязан заботиться об интересах институциональных инвесторов, если они сами об этом не заботятся».

«Газпром»

Крупнейшая компания России. Основной владелец – государство с долей более 51% (38,37% – у Росимущества, 10,74% – у «Роснефтегаза», 0,89% – у «Росгазификации», более 4% – у Внешэкономбанка); «дочки» «Газпрома» – 3,1%. Капитализация – 5 трлн руб.

Впервые в новейшей истории «Газпрома» у его акционеров не будет выбора при голосовании за кандидатов в совет директоров: на 11 мест выдвинуто 11 претендентов, сообщил концерн. Собрание акционеров пройдет 24 июня. Все, кроме Акимова, уже входят в совет, включая предправления концерна Алексея Миллера. А Акимов должен сменить бывшего руководителя E.On Ruhrgas Буркхарда Бергманна: в конце прошлого года E.On продала 2,7% акций «Газпрома» ВЭБу.

Акимов выдвигался в совет «Газпрома» с 2004 г., но ни разу не избирался. Это был кандидат «для количества», его номинировали структуры «Газпрома», делится сотрудник концерна.

57-летний Акимов, как и Миллер, родом из Петербурга, в 1970–1980-е гг. работал во Внешторгбанке (в том числе в Цюрихе), в 1991–2002 гг. был управляющим директором австрийской IMAG, специализировавшейся на закупке российской нефти, и одновременно советником предправления ВТБ. А в ноябре 2002 г. возглавил Газпромбанк – почти через год после того, как Миллер стал руководителем «Газпрома».

Продлят ли контракт с Миллером, не ясно: данные противоречивы. Пока решено, что Миллер останется, говорили в январе два сотрудника аппарата правительства. А про возможный уход рассказывали с ноября инвестбанкир и бизнесмен, знакомые с высокопоставленными чиновниками правительства, а также два бывших топ-менеджера «Газпрома» и источник, близкий к руководству Газпромбанка. Все тогда сходились на том, что претензий к Миллеру нет, но он сам хочет уйти («Газпром» отставку Миллера опровергал).

Подобные решения принимаются обычно в последний момент, отмечает сотрудник Белого дома. Так, контракт бывшего президента «Роснефти» Сергея Богданчикова истек в июне 2010 г. Но он прошел в совет «Роснефти» и руководил компанией до сентября.

Кадровые решения по госкомпаниям сложно прогнозировать, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов: никто не ожидал, что Богданчикова заменят на Эдуарда Худайнатова, а Миллер станет главой «Газпрома» вместо Рема Вяхирева. «Пример самого Миллера наглядно показал, что нет ничего невозможного в том, чтобы к руководству «Газпрома» пришел человек не из отрасли, – добавляет Борисов. – А значит, шансы Акимова ничуть не меньше, чем у его возможных конкурентов».