Владимир Путин ускорил объединение терминалов «Шереметьево»

Решение премьера Владимира Путина об объединении «Шереметьево» и «Внуково» должно ускорить затянувшуюся консолидацию шести терминалов «Шереметьево»

О решении консолидировать 100% акций государственного «Шереметьево» и 75% акций «Внуково» (доля принадлежит Москве и будет выкуплена федеральным правительством) Путин объявил в понедельник. Когда это произойдет, он не уточнил. Но прежде надо объединить пять пассажирских терминалов международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ) и терминал D (оператор ОАО «Терминал»; 55% – у «Аэрофлота», 20% – у ВЭБа, 25% – у ВТБ), отметил министр транспорта Игорь Левитин. Завершить эту сделку планировалось еще в прошлом году, но затянулась оценка активов.

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания страны. пассажиропоток – 11,3 млн человек (2010 г.: без учета «дочек»). акционеры: 51% – у государства. капитализация – $2,9 млрд. выручка (МСФО, 9 месяцев 2010 г.) – $1,31 млрд. прибыль – $263,4 млн.

«Шереметьево»

второй аэропорт страны. Пассажиропоток – 19,33 млн человек. Акционеры: 100% – у государства. выручка (РСБУ, 6 месяцев 2010 г.) – 3,6 млрд руб. прибыль – 188,1 млн руб.

Проведено уже две оценки, но ни одна не устраивает «Аэрофлот»: у него получается слишком маленькая доля в большом «Шереметьево». В первом случае – около 4% (по оценке «Тройки диалог» и Credit Suisse), во втором – около 9% (Ernst & Young, E&Y). Терминалы МАШ стоят $1,74 млрд при чистом долге в $237 млн; терминал D – $345 млн ($765 млн), указано в оценке E&Y (ее копия есть у «Ведомостей»).

Новый срок объединения терминалов – «не ранее IV квартала 2011 г.», указано в презентации «Тройки диалог» и Credit Suisse по развитию «Шереметьево» (копия есть у «Ведомостей»).

Но этот срок придется сократить. Консолидация активов «Шереметьево» должна ускориться, в правительстве есть такое решение, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Все может уложиться в шесть месяцев, знает источник, близкий к «Аэрофлоту». Тем не менее авиакомпания не намерена соглашаться с оценкой E&Y, отмечает он, как минимум она хочет получить 25% большого «Шереметьево».

«Аэрофлот» возмущен, что E&Y взяла для оценки фиксированный пассажиропоток терминала D с 2011 по 2018 г. – 12 млн человек, рассказывает собеседник «Ведомостей». Это максимальная пропускная способность терминала, при которой «Аэрофлот» может гарантировать необходимый уровень обслуживания, объясняется в отчете оценщика: допустимо увеличение до 14 млн, но тогда снизится качество. Терминал может обслуживать и 16 млн пассажиров, уверяет источник, близкий к «Аэрофлоту», что и надо отразить в оценке. Пассажиропоток терминалов МАШ к 2018 г. вырастет на треть – с 21 млн до 30 млн человек, указано в оценке.

Терминал D для «Аэрофлота» как чемодан без ручки: он хочет расстаться с этим активом, но оценивает слишком дорого, говорит сотрудник МАШ, вряд ли «Аэрофлот» может претендовать больше чем на 10% объединенной компании.

Объединение терминалов в «Шереметьево» из самодостаточного процесса превратилось в промежуточный этап для более глобальной консолидации, указывает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: едва ли «Аэрофлоту» удастся выторговать пакет больше, чем указано в оценке E&Y. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.