Campbell Soup уходит из России

За четыре года на отечественном рынке компания успела разочароваться в России и поверить в Китай, а россияне так и не полюбили консервированные супы

Компания Campbell Soup, крупнейший в мире производитель консервированных супов и икона американской поп-культуры, закрывает свое подразделение в России, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Российский рынок не оправдал ожиданий, констатировала исполнительный директор Дениз Моррисон.

Campbell, которой за четыре года так и не удалось убедить россиян есть консервированный суп фабричного изготовления, считает, что «другие развивающиеся рынки, в особенности китайский, имеют лучшие перспективы для прибыльного роста этого бизнеса в приемлемой перспективе». Campbell закрывает московский офис, увольняя 50 сотрудников, и не раскрывает затрат, понесенных в России с сентября 2007 г. Всего по миру сокращения коснутся 770 человек.

При входе на российский рынок компания отдавала себе отчет в ожидающих ее трудностях, отмечает WSJ, но огромный слабоосвоенный рынок манил ее слишком сильно. «Крупнейшая суповая компания мира должна завоевывать крупнейшие суповые рынки мира», — заявил в 2007 г. Ларри Макуильямс, президент международного подразделения Campbell. Действительно, по данным самой компании, Россия — вторая в мире страна по потреблению супов после Китая (320 млрд порций в год). Ежегодно россияне съедают супа вдесятеро меньше китайцев (более 32 млрд порций), но 90% из них — дома.

Campbell спланировала рекламную кампанию 2007 г. в России и Китае с размахом: она включала рекламу на телевидении, билбордах, в метро, интернете, а также раздачу образцов продукции. Campbell хотела начать продажи с крупнейших супермаркетов, и лишь затем, когда потребитель познакомится с ней, банки с супами Campbell должны были появиться в небольших магазинах. В Москве и китайской провинции Гуандун в течение года работали представители Campbell, проводившие фокус-группы и изучавшие вкусы российских и китайских хозяек.

В августе 2009 г. стало известно, что Campbell отдала эксклюзивную дистрибуцию в России Coca-Cola Hellenic, которая хотела наладить сбыт консервированных супов в 12 российских регионах. Об успехе этого проекта не сообщалось.

В будущем Campbell, вполне возможно, вернется на российский рынок. Во всяком случае, на китайский рынок Campbell выходила дважды, первый раз в начале 1990-х гг. Однако тогда она пренебрегла традициями местной кухни и просто экспортировала супы из США. Попытка оказалась неудачной, и Campbell вынуждена была свернуть китайский бизнес. После этого компания, проведя специальное антропологическое исследование, выяснила, что китайцы предпочитают намного более насыщенный и преимущественно куриный вкус, а появление среднего класса в Китае подразумевает потенциал сегмента готовых бульонов, а не супов.