«Роснефть» перечислит своим подопечным $234 млн

«Роснефть» удвоила расходы на благотворительность. В 2011 г. госхолдинг потратит на нее рекордные $234 млн, но получателей средств по-прежнему не раскрывает
Bloomberg

В первом полугодии расходы «Роснефти» на социальную деятельность и спонсорство составили $234 млн, говорится в отчете госхолдинга по US GАAP за II квартал. «Это утвержденный бюджет на весь год, до конца 2011 г. сумма расти не будет», – утверждает представитель компании. Этот бюджет вдвое превышает прошлогодние расходы ($116 млн) и является абсолютным рекордом для компании: предыдущий максимум в $198 млн относится к 2009 г.

Представитель «Роснефти» не смог объяснить такой рост благотворительных расходов и не назвал крупнейших получателей помощи. В своих отчетах компания раскрывает лишь главные направления благотворительной деятельности – их более десятка. Более 80% отчислений тратится на возрождение духовного наследия, следует из отчета «Роснефти» об устойчивом развитии за 2010 г. Речь идет о восстановлении памятников архитектуры и церквей, поясняет представитель госхолдинга, деньги перечисляются напрямую и через фонды.

Прежде лидером российского ТЭКа по благотворительным тратам была «Транснефть»: ее исторический максимум – 7,2 млрд руб. в 2007 г. В прошлом году на 1-е место вышел «Газпром» с бюджетом на благотворительность в 12,327 млрд руб. Остальные тратят гораздо меньше: «Лукойл» – 3,2 млрд руб., ТНК-ВР – 1,4 млрд руб. (данные компаний за 2010 г.). Но до мировых лидеров нашим далеко: американский ритейлер Walmart в прошлом году потратил на благотворительность в США $732 млн (с учетом неденежной помощи). Это больше 3% доналоговой прибыли Walmart по МСФО. В среднем зарубежные компании жертвуют, как и наши, в пределах 1% от прибыли, говорит директор фонда «CAF Россия» Мария Черток. Львиная доля корпоративных денег – бюджетозамещаемые средства, сетует эксперт: взносы компаний тратятся на проекты региональных администраций, не покрываемые государственными дотациями. Для компаний такая благотворительность, по сути, покупка «лицензии на деятельность» в регионе, резюмирует Черток. «Большая часть заказов на благотворительность спускается сверху», – соглашается сотрудник одного из крупных холдингов.