Статья опубликована в № 2919 от 18.08.2011 под заголовком: «Сумма» растит капитал

На чем зарабатывает Зиявудин Магомедов

Новороссийский морской порт, месторождения цинка, свинца и газа, крупные строители нефтепроводов – вот неполный перечень активов «Суммы капитал» Зиявудина Магомедова. «Ведомостям» удалось чуть больше узнать об одном из самых закрытых частных холдингов России
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Зиявудин Магомедов
Сумма
Новороссийский порт (Фото: НМПТ)
Новороссийский порт (Фото: НМПТ)

«Сумма капитал» стала широко известна в прошлом году, когда вместе с «Транснефтью» купила контрольный пакет крупнейшего портового оператора России – Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Но ограничиваться логистическим бизнесом «Сумма капитал» не намерена. Она приняла стратегию, которая предусматривает развитие многих направлений – логистического, строительного, нефтегазового, телекоммуникационного, горнодобывающего, рассказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, компания меняет название – будет называться просто группа «Сумма».

Самая крупная инвестиция «Суммы» в логистике – доля в НМТП; вчера на Лондонской бирже она стоила $451 млн. Но останавливаться на этом группа не собирается. В начале августа источники в компаниях – партнерах НМТП рассказывали, что структуры «Суммы» приобрели долю во втором по величине зерновом терминале России – Новороссийском комбинате хлебопродуктов (мощность – 3,5 млн т зерна в год). Но и это не все. «Сумма» рассматривает возможности участия в портовых проектах в Европе – покупку долей, строительство терминалов, говорит представитель группы.

Строить терминалы в европейских портах почти нереально, гораздо проще купить, но входной билет в европейский портовый бизнес очень дорог, комментирует аналитик Raiffeisen Константин Юминов.

Нефтегазовый бизнес «Суммы» – это Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК). В 2010 г. она добыла 1,7 млрд куб. м газа и 87 000 т конденсата, произвела 41 500 т котельного топлива, 31 500 т бензина А-80, 13 500 т А-92, следует из материалов «Суммы». Попытки расширять это направление бизнеса «Сумма» уже предпринимала: ЯТЭК подавала заявку на участие в конкурсе на Геофизический нефтегазовый участок на Ямале, но до торгов допущена не была. В планах «Суммы» – увеличение ресурсной базы, рост производства нефтепродуктов и строительство завода по производству моторного топлива из газа.

ЯТЭК можно приблизительно оценить в $500 млн (без учета долга), считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

«Сумма» владеет лицензиями на гигантские месторождения цинка и свинца: Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле (запасы и ресурсы – 21,4 млн т) и полиметаллическое месторождение Сардана в Якутии (запасы свинца и цинка – более 10 млн т). Павловское месторождение – предмет спора с Роснедрами. Ведомство отказало Первой горнорудной компании (структура «Суммы») в праве на разработку месторождения, но это решение отменил суд.

По запасам месторождения «Суммы» очень большие, но стоимость горнорудного актива зависит от того, какими будут расходы на инфраструктуру, а здесь их оценить сложно – месторождения находятся на труднодоступных территориях со сложными климатическими условиями, рассуждает аналитик UBS Кирилл Чуйко.

Инфраструктурный бизнес «Суммы» – компании «Стройновация», подрядчик на строительстве нефтепроводов БТС-2, ВСТО и КТК, и инжиниринговая «Интэкс», которая занимается реконструкцией Большого театра. В проекте расширения КТК «Стройновация» – крупнейший подрядчик, общая сумма ее контрактов – 10 млрд руб.

Активы под управлением «Суммы» очень приблизительно можно оценить в $3–5 млрд, считает руководитель управления развития продуктов ФГ БКС Дмитрий Кашаев. Сколько из этой суммы приходится на Магомедова, непонятно, ведь ни его доля в «Сумме», ни партнеры, если они есть, не известны. Forbes в этом году оценил состояние Магомедова в $750 млн, а «Финанс» – в $3 млрд.

«Сумма» не самый крупный российский холдинг. Например, стоимость активов под управлением «Интерроса» – около $20 млрд, сказано на сайте компании. «Ренова» в начале 2010 г. оценивала активы под управлением в «почти $9,8 млрд».

Стратегию «Суммы» будет осуществлять уже новый руководитель. Нынешний президент Марат Шайдаев скорее всего со временем сконцентрируется на развитии инфраструктурно-логистического бизнеса – он может возглавить это направление, рассказал «Ведомостям» близкий к «Сумме» источник. По его словам, компанию через несколько месяцев может возглавить Александр Винoкуров, который на днях начал работать первым вице-президентом «Суммы» (ранее такой должности в компании не было).

Винокуров и Шайдаев кадровую тему не комментируют. Винокуров сказал «Ведомостям», что отвечает в компании за стратегию, инвестиции и оперативное управление. Нынешний перечень направлений деятельности, по словам Винокурова, не исчерпывающий – группа рассматривает возможности инвестиций и в другие отрасли. Сколько «Сумма» планирует вложить в развитие, он сказать отказался.

Значительная часть бизнеса «Суммы» завязана на «Транснефть»: с ней «Сумма» делит 50% НМТП, от нее львиную долю заказов получает «Стройновация», напоминает управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Любой бизнес, завязанный на одного партнера, рискован, напоминает Дашевский, если же этот партнер – государственная монополия, риск увеличивается кратно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more