«Роснано» раскрыла доли в американских компаниях

Оказывается, ей принадлежит 9,89% в Bind и 12% в Selecta, разработчиках вакцин против рака и курения
А.Махонин

«Роснано» инвестирует $50 млн в американские Selecta Biosciences и Bind Biosciences — разработчиков вакцин против рака и курения, сообщала компания в конце октября, но не раскрывала, какую долю в компаниях получит за свои вложения. «Роснано» принадлежит 9,89% в Bind и 12% в Selecta, следует из раскрытия компании на бирже. Такие доли компания получила после перечисления первого транша, а не за $50 млн, уточняет представитель "Роснано". Сумму первого транша он называть отказался.

«Роснано» инвестирует в американские компании по $25 млн; общая стоимость проекта — $94,5 млн: по $22,25 млн Bind и Selecta должны получить от существующих и новых инвесторов, сообщала в октябре российская сторона. Гендиректор Bind Скотт Миник говорил, что у «Роснано» будет место в совете директоров каждой из компаний.

Один из основателей Bind и Selecta — Роберт Лангер, претендент на получение Нобелевской премии по физиологии и медицине. Лангер вместе с Джозефом Ваканти участвовал в создании технологии выращивания органов.

Bind разрабатывает лекарства против рака, сердечно-сосудистых заболеваний, а также противовоспалительные препараты. Один из препаратов для лечения рака находится на первой фазе клинических испытаний, говорил Миник. Selecta разрабатывает в том числе вакцины против вируса папилломы человека, против гриппа, малярии.

Наиболее перспективная разработка — вакцина против никотиновой зависимости, указывает в сообщении «Роснано». Эта вакцина активирует иммунную систему — начинают вырабатываться антитела против молекул никотина, объяснял механизм действия президент и гендиректор Selecta Вернер Котрилс (передал через представителя «Роснано»): поступающий в организм никотин связывается антителами и не поступает в мозг через гематоэнцефалический барьер, в результате курящий не получает удовольствие от сигареты. Вакцина вводится три раза в течение нескольких недель, говорил Котрилс. В этом году, по словам Миника, планируется начать первую фазу клинических исследований (до этапа вывода на рынок лекарства проходят три стадии клинических исследований).

За девять месяцев 2011 г. объем продаж препаратов против никотиновой зависимости составил 718,3 млн руб., это на 36,1% больше, чем годом ранее, подсчитал «Фармэксперт». Но спрос на лекарства против курения очень волатилен и зависит от вложений фармкомпаний в продвижение, говорил гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов.

Соглашение предусматривает открытие российских подразделений Bind и Selecta (в них планируется дополнительно привлечь по $12,25 млн), указывает «Роснано»: в России планируется наладить полный цикл создания лекарств — от этапа разработок до производства и коммерциализации. Сейчас, по словам Миника, компании рассматривают возможные варианты размещения лабораторий и производства (например, в Московской обл.), решение планируется принять в этом году.

Сколько молекул планируется вывести на рынок, в какие сроки, а также как будет распределяться прибыль между партнерами, Миник не сказал. Для препаратов, находящихся на ранней стадии клинических исследований, срок вывода на рынок — не менее 4-5 лет, говорил Демидов.

«Роснано» выбрало Bind и Selecta компании за преимущества в скорости и стоимости разработки продуктов, их эффективности и безопасности, говорил управляющий директор «Роснано» Дмитрий Лисенков (по e-mail): «Конечно, это еще нужно подтвердить в клинических исследованиях, но сильнейшая научная база (MIT, Harvard Medical School) и “команда мечты”, реализующая эти проекты, дают нам основания верить в их успех». По словам Лисенкова, инвестиции будут осуществляться несколькими траншами в зависимости от хода реализации проекта и достижения задач в России.

Инвестиционное соглашение с «Роснано» и другими инвесторами позволит примерно в два раза увеличить объем деятельности Bind и Selecta, передал гендиректор Bind RUS и Selecta RUS Роберт Роусен через представителя «Роснано». По его словам, процесс расширения займет 2-3 года.

Для «Роснано» почетно получить в партнеры столь титулованного ученого, как Лангер, говорил Демидов. Но встает вопрос, почему биг-фарма не обратила внимание на разработки его компании, рассуждает эксперт. По его мнению, этому может быть несколько объяснений: или биг-фарма выбирала разработки точечно, а американские компании хотели развивать портфель целиком, или у самих компаний есть подобные разработки на более продвинутой стадии исследований.