Как выросли продажи автомобильных дилеров

Большинство крупнейших российских дилеров в 2011 г. превысили докризисный уровень по выручке, следует из рэнкинга журнала «Автобизнес ревю». Но машин они все еще продают меньше, чем в 2008 г. Просто цены растут – раз, и клиенты стали покупать более дорогие автомобили – два
Е.Кузьмина/ Ведомости

Журнал «Автобизнес ревю» составил очередной рэнкинг крупнейших автодилеров. В 2011 г. выручка 60 крупнейших компаний от продажи новых автомобилей составила 780 млрд руб. без учета НДС (или около $26 млрд по курсу 30 руб. за доллар), что на 53% выше, чем в 2010 г. При этом их общая выручка – с учетом сервиса, продаж автомобилей с пробегом и прочих услуг – за прошлый год выросла только на 46%, составив почти 978 млрд руб. Причина тому – медленный рост доходов от сервиса и продажи запчастей из-за снижения гарантийного парка, указали эксперты «Автобизнес ревю».

Почти все компании, попавшие в топ-15 рэнкинга по итогам 2011 г., выручили больше, чем в рекордном для российского автомобильного рынка 2008 году, сказал «Ведомостям» главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. Исключения всего два: докризисных показателей по выручке не достиг лидер рэнкинга – группа «Мэйджор» (выручка – 79 млрд руб.), а также единственный иностранный игрок – Inchcape (занимает 12-ю строчку с выручкой 26 млрд руб.).

Все остальные компании, в том числе следующие за «Мэйджором» «Рольф», «Автомир», Genser, «Независимость», «Авилон» и «Бизнес кар», выручили больше. Но при этом все лидеры рэнкинга продавали меньше автомобилей, чем в 2008 г., отмечает Баранов. Рост их доходов объясняется прежде всего повышением средней стоимости продаваемых автомобилей, которая за последние три года выросла примерно на 30%, говорит он. У «Мэйджора» ситуация нетипичная – у него средняя цена продаваемой машины сейчас ниже, чем до кризиса, так как компания активно развивает продажи массовых брендов – Ford, Kia, Chevrolet, тогда как до кризиса у него в портфеле преобладали премиальные бренды, утверждает Баранов. При этом «Мэйджор», начавший в 2011 г. работу с новыми марками, сможет в этом году увеличить отрыв по выручке, считает Баранов. Представитель «Мэйджора» вчера не ответил на запрос «Ведомостей». Руководители Inchcape ранее говорили, что компания сосредоточится на эффективности и не будет гнаться за объемами продаж.

У «Рольфа» выручка примерно на 22% превысила докризисный уровень, утверждает источник в компании. Официально компания показатели 2011 г. не называет до публикации отчетности. А, например, «Независимость», занимающая пятую строчку рэнкинга, в 2008 г. сообщала о выручке в 32,9 млрд руб., следовательно, ее выручка в этом году на 35% выше.

У «Рольфа» выручка росла не только за счет того, что автомобили дорожали, компания стала продавать больше премиальных брендов и дорогих моделей, говорит ее представитель. Например, если у японской Mitsubishi до кризиса основная доля продаж в России приходилась на модель Lancer (седан и хетчбэк), то теперь – на внедорожники, приводит он пример. Кроме того, увеличилась выручка холдинга от продажи дополнительного оборудования и финансовых услуг.

О росте доли внедорожников и SUV в продажах «Ведомостям» рассказывали представители Toyota, Hyundai, Volvo, BMW, Mercedes-Benz. По оценке Ernst & Young, на которую ссылается Reuters, в январе 2012 г. средняя цена нового автомобиля в России составила 743 656 руб. и продолжает расти от месяца к месяцу. По оценке компании, в марте 2012 г. месячный оборот автомобильного рынка (легковые и легкие коммерческие автомобили) достиг 201,1 млрд руб., впервые превысив докризисный уровень в 200 млрд руб.

Региональные дилеры продемонстрировали лучшую динамику – как по росту продаж в штуках, так и по выручке, чем федеральные и столичные компании, отмечает Баранов. Продажи быстрее росли в регионах, так как там они сильнее упали в кризис. Абсолютным лидером роста выручки стала ставропольская компания «Дрим кар», увеличившая за год свои продажи на 211% до 7,26 млрд руб. Тут тоже сказался эффект низкой базы – в 2010 г. холдинг проводил реструктуризацию кредитного портфеля, а весь прошлый год восстанавливал продажи, объясняют эксперты «Автобизнес ревю». Правда, своей докризисной выручки в 14 млрд руб. «Дрим кар» далеко не достигла.