«Роснефть» обещает построить в Подмосковье НПЗ

В России может появиться новый нефтеперерабатывающий завод – «Роснефть» обещает построить его в Подмосковье. Проект будет стоить $7 млрд
С.Портер/ Ведомости

«Роснефть» построит в Московской области нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью до 12 млн т в год – соответствующее соглашение с администрацией области компания подписала вчера на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

«Роснефть»

нефтяная компания. Основной акционер – государственный «Роснефтегаз» (75,16%). Капитализация – 2,2 трлн руб. (ММВБ). Финансовые показатели (I квартал 2012 г., МСФО): выручка – 748 млрд руб., чистая прибыль – 112 млрд руб.

«Будем работать быстро», – пообещал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Участок под строительство уже определен, знает источник, близкий к «Транснефти»: завод может быть построен возле деревни Мякинино (Коломенский р-н). «Это проработанная площадка, именно туда ранее планировалось вывести Московский НПЗ», – говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, новый завод «Роснефти» планируется подключить к трубопроводу Москва – Рязань, а значит, «Транснефти» придется увеличивать мощность трубы, которая сейчас рассчитана только на поставки на Московский НПЗ (его мощность тоже 12 млн т в год). Во сколько может обойтись «Транснефти» новый проект «Роснефти», собеседник «Ведомостей» оценивать не стал. Представитель «Транснефти» от комментариев отказался.

Стоимость НПЗ составит $7 млрд, средства предоставит ВТБ, сообщил вчера «РИА Новости» губернатор Московской области Сергей Шойгу. Остановить рост цен на нефтепродукты в России, построив новый НПЗ мощностью не ниже 12 млн т, Сечин предлагал еще в 2008 г. – тогда он оценивал проект в $8 млрд.

Но деньги у «Роснефти» найдутся. Текущий чистый долг компании – всего $9 млрд. Вчера на форуме «Роснефть» подписала соглашение с ВТБ – банк открывает ей пятилетнюю кредитную линию на 100 млрд руб. Деньги пойдут на проекты внутри России, сказал Сечин. С учетом этого чистый долг «Роснефти» составит 0,6 прогнозной EBITDA на этот год, указывает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Московский регион – один из крупнейших потребителей топлива, отмечает Борисов: доля в российском объеме потребления бензина – порядка 20%, дизеля – чуть более 10%. При этом спрос растет опережающими темпами. С 2007 г. потребление бензинов в регионе выросло на 7% (до 6 млн т), а за последние 10 лет – на 50%.

Но аналитик сомневается в целесообразности строительства в Подмосковье нового завода. Дефицита топлива в Московском регионе нет, ведь его обеспечивают сразу четыре завода: московский («Газпром нефть»), рязанский (ТНК-ВР), ярославский («Славнефть») и нижегородский («Лукойл»).

Кроме того, из-за политики сдерживания топливных цен внутри страны и введения налогового режима 60–66, маржа переработки сейчас не так высока – $3–4 за баррель (против $10–15 год назад), отмечает Борисов. У «Роснефти» и без того слишком большая инвестпрограмма на модернизацию НПЗ, добавляет Полищук: $6,2 млрд только в 2012 г. Эффективнее было бы наращивать экспортные мощности, как на Туапсинском НПЗ, где в ближайшие два года «Роснефть» планирует их утроить, считают аналитики.

Низкая маржа в переработке – явление общее для всего рынка, говорил на днях советник президента «Роснефти» по развитию бизнеса Ларри Бейтс. Но переработка может вновь стать привлекательной в ближайшее время, считает он. То же мнение и у президента «Лукойла» Вагита Алекперова. «Кризисные явления, когда маржа переработки такая низкая, как сейчас, длятся недолго. В истории нефтяной отрасли такое бывало. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века», – говорил он в интервью «Ведомостям».