Силовиков из "списка Магнитского" назвали причастными к товарному рейдерству

Как отнимают товар у бизнесменов
С.Портер/ Ведомости

Ежегодный оборот товарного рейдерства силовиков сопоставим с годовым бюджетом полумиллионного российского города, говорится в докладе о товарном рейдерстве в России "Список Куделко", который сегодня был представлен правозащитниками. Доклад был подготовлен Лорой Куделко, женой предпринимателя Владимира Куделко, осужденного на три года лишения свободы (именно столько он провел в сизо) по обвинению в незаконном предпринимательстве и незаконном использовании товарного знака. Еще до того, как дело было возбуждено, у Куделко изъяли партию кофе на $2 млн, а затем, как удалось доказать супруге бизнесмена, товар был распродан, хотя официально считался частично конфискованным, частично переданным "на ответственное хранение".

Проанализировав дела бизнесменов, у которых также конфисковывали, а затем продавали товар, Куделко пришли к выводу, что схема изъятий практически всегда одинаковая. После того как выбрана потенциальная жертва, фирму, попавшую в поле зрения недобросовестных силовиков, привязывают к уже существующему уголовному делу о контрабанде. Захватывается не сама фирма, а крупные партии принадлежащего ей ликвидного товара, уточняет Лора Куделко. После этого следователь подписывает постановление на обыск (изъятие) товара, после чего он вывозится на ответственное хранение на склады фирм, аккредитованных при Российском фонде федерального имущества (был включен в Росимущество). Затем директор этой фирмы пишет обоснование, что при разгрузке товар испортился и его необходимо срочно продать, причем стоимость товара занижается порой в несколько десятков раз. В итоге товар продается "промежуточной" фирме, а та уже реализует его по нормальной рыночной стоимости. Разница делится между участниками схемы.

Если же предприниматель оказался настойчивым и смог доказать невиновность, то ему компенсируется та заниженная стоимость, по которой был оценен товар.

Семье Куделко удалось добиться возбуждения уголовных дел, однако большинство из них возбуждены в отношении неустановленных лиц, и только недавно удалось добиться приговора в отношении понятого по делу Куделко, который привлекался как понятой милиционерами, несмотря на то что находился в федеральном розыске. Однако те сотрудники правоохранительных органов, которые покрывали и участвовали в отъеме продукции, принадлежащей фирме Куделко, до сих пор не понесли наказания.

Все те же люди

Среди тех, кто попал в "список Куделко" (а супругам удалось доказать, что товар был изъят незаконно, только вот наказания никто не понес), есть уже бывшие сотрудники правоохранительных органов: кто-то не прошел аттестацию, как экс-замначальника ДЭБ МВД Андрей Хорев, кто-то уволился по собственному желанию, как, например, сын вице-спикера Совфеда Светланы Орловой Владимир. А кто-то просто перешел на другую работу, как, например, Гульнара Мутсафина, ставшая в какой-то момент советником департамента по вопросам реформирования госслужбы в Кремле.

Однако часть фигурантов "списка Куделко" известна правозащитникам по так называемому "списку Магнитского" и также фигурирует в деле предпринимателя Алексея Козлова: экс-руководитель следственного комитета МВД Алексей Аничин и его зам Александр Матвеев, замгенпрокурора Виктор Гринь, начальник правового управления Генпрокуратуры Олег Логунов, судья Тверского суда Москвы Елена Сташина, прославившаяся тем, что продлевала аресты самому Магнитскому и больной Наталье Гулевич.

Заявление о коррупции может стать клеветой

История предпринимателей, которые потеряли бизнес и которые обращались к правоохранителям за помощью и с сообщениями о фактах коррупции, может при такой слаженной системе теперь подпасть под новую статью УК "клевета", которую на прошлой неделе депутаты вернули в кодекс, считает Елена Панфилова из Transperency International.

К сожалению, все эти списки для чиновников бесполезны, люди из "списка Магнитского" в чиновничьей среде воспринимаются чуть ли не как герои, говорит коллега Панфиловой Кирилл Кабанов.

Комментарии со стороны правоохранительных органов получить не удалось.