Стокгольмский арбитраж: налоговые претензии были «поводом для захвата активов ЮКОСа»

Российское правительство проиграло очередной иск - cуд признал его вину в преднамеренном банкротстве нефтяной компании; размер ущерба рассчитывался из общей стоимости ЮКОСа при национализации в $60 млрд
М.Стулов/ Ведомости

Российское правительство проиграло в Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма (Международный арбитражный суд Стокгольма, или стокгольмский арбитраж) иск от семи испанских инвестфондов – держателей ADR ЮКОСа, среди которых Renta 4, Ahorro Corporacion Emergentes, Quasar de Valors. Об этом сообщила в пресс-релизе юрфирма Covington & Burling, представляющая интересы истцов. На сайте палаты решение не опубликовано, ее представитель пока не ответил на запрос «Ведомостей».

Трибунал арбитража решил, что налоговые претензии были «поводом для захвата активов ЮКОСа и передачи их «Роснефти», а "цель России - не законно собрать налоги, а экспроприировать компанию", цитирует пресс-релиз партнера Covington & Burling Марнея Чика (Marney Cheek). Также в сообщении говорится, что арбитраж признал вину российского правительства в преднамеренном банкротстве ЮКОСа, в результате которого подавляющую часть активов получили государственные «Газпром» и "Роснефть".

Фонды подали иск в 2007 г., основывая свои требования на российско-испанском соглашении о взаимной защите инвестиций, которое обязывает стороны компенсировать потери капиталов в случае неправомерных действий со стороны государства. Сумма иска не раскрывалась.

Размер ущерба, который арбитраж присудил по иску, составил $2,7 млн. Трибунал присудил его из расчета оценки ЮКОСа в $60 млрд на момент, когда компания была национализирована. Ранее Covington & Burling оценивала потери всех инвесторов ЮКОСа в странах, имеющих договоры с Россией о защите инвестиций, более чем в $10 млрд.

Это уже второе решение стокгольмского арбитража в пользу бывших акционеров ЮКОСа. В 2010 г. он присудил взыскать с России в пользу RosinvestCo $3,5 млн ущерба по российско-британскому соглашению о защите инвестиции (оспорить приговор в государственных судах Швеции России не удалось). Правда, сумма компенсации тогда была снижена с более чем $200 млн.