Минтранс не допустит иностранные компании к управлению новым портом на Черном море

К управлению новым портом на Черном море не допустят ни иностранные компании, ни потенциальных инвесторов – так решил Минтранс

Управляющую компанию для строительства порта в сухогрузном районе Тамани – ООО «РМП Тамань» государственный «Росморпорт» учредил еще в апреле этого года, говорится в материалах «Росморпорта», недавно опубликованных на его официальном сайте. Кроме «Росморпорта» совладельцами «РМП Тамань» могут стать администрация Краснодарского края (может получить до 50%) и РЖД, уточняет источник, близкий к разработчикам проекта строительства. Представители Минтранса и РЖД от комментариев отказались, получить комментарии краевой администрации не удалось.

«РМП Тамань» будет сооружать причалы для нового порта (строительство может начаться уже осенью), а потом передавать их вместе с земельными участками в аренду инвесторам для строительства терминалов. Запуск первой очереди намечен на 2016 г. Еще в начале года Минтранс планировал привлечь в УК иностранного инвестора: переговоры шли с УК порта Роттердама, рассматривалась возможность привлечения УК портов Амстердама, Гамбурга. Но порт Роттердама отказался от этого проекта. И теперь решено, что иностранных участников в УК не будет, утверждают два федеральных чиновника. На старте проекта риски инвесторов слишком высоки, а иностранцам интересны уже работающие терминалы, указывает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

Проект развития порта Тамань предполагает строительство более 10 терминалов общей мощностью более 100 млн т. Среди потенциальных инвесторов – «Металлоинвест», «Уралкалий», UCL Holding, ОЗК, СУЭК, «Базэл». Общий объем инвестиций – около 150 млрд руб.

UCLH Владимира Лисина хотела стать совладельцем «РМП Тамань». Но стивидор не может иметь долю в управляющей компании – это принципиальная позиция Минтранса, говорит один из собеседников «Ведомостей». По мнению сотрудника крупной стивидорной компании, это не станет препятствием для инвесторов.

Настоящей проблемой могут стать недоработки самого проекта: для порта выбрано неправильное место, строительство здесь будет дорогим, а арендная плата высокой – в итоге на нее может уходить до 70% выручки стивидоров, уверен топ-менеджер одного из потенциальных инвесторов. Представители «Уралкалия», En+ сообщили, что строительство терминалов в Тамани им все еще интересно. Представитель ОЗК от комментариев отказался. С представителями UCLH и СУЭК связаться не удалось.