Железнодорожные операторы начали массово подавать иски к РЖД

Железнодорожные операторы стремятся призвать РЖД к порядку. Они начали массово подавать иски из-за несвоевременной подачи вагонов и доставки грузов
A.Rudakov Bloomberg

В этом году железнодорожные операторы начали активно судиться с РЖД. В 2011 г. крупнейшие компании – ПГК, Независимая транспортная компания, «Трансойл», «Нефтетранссервис» и Новая перевозочная компания (НТК) – подали к перевозчику всего пять исков на общую сумму немногим более 16 млн руб., а в 2012 г. число исков выросло до 60, а их сумма – до 244 млн руб., следует из материалов сайта Высшего арбитражного суда. Причины исков – несвоевременная подача порожних вагонов для загрузки и несвоевременная доставка грузов.

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. акционеры: 100% – у государства. финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2012 г.): выручка – 676,7 млрд руб., прибыль – 35,7 млрд руб.

Основной рост числа исков в этом году произошел из-за того, что с РЖД начала судиться ее бывшая «дочка» – ПГК. В 2011 г. она исков к РЖД не подавала, следует из материалов арбитражного суда. Но в конце 2011 г. 75% компании купила НТК Владимира Лисина. И вот с начала нового года ПГК подала более 40 исков к монополии. Сумма исков ПГК – около 166 млн руб. Представитель ПГК от комментариев отказался.

Не отстают и другие операторы. «Трансойл» Геннадия Тимченко в этом году тоже начал активно судиться с РЖД. В 2012 г. «Трансойл» подал 14 исков, а в прошлом году – всего один. Общая сумма исков оператора за 2011–2012 гг. – 28,4 млн руб. «Трансойл» требовал от РЖД компенсацию за несвоевременную доставку грузов, говорится в материалах судов. Представитель «Трансойла» лишь подтвердил, что компания подавала иски к монополии, отказавшись комментировать их суть. Сумма более чем 70 исков «Нефтетранссервиса» братьев Аминовых к РЖД за этот же период – 65,2 млн руб. Представитель оператора на вопросы не ответил.

В 2011 г. РЖД из-за срывов сроков поставки грузов потеряла свыше 2 млрд руб. – тогда претензии на 7,3 млрд руб. предъявили грузоотправители. А операторы начали судиться лишь теперь.

Представитель РЖД уверяет, что большая часть исков операторов связана с доставкой порожних вагонов. За срок их поставки грузоотправителю по-прежнему отвечает РЖД, но владеют ими теперь частные компании, поэтому РЖД больше не может использовать традиционный метод управления вагонами и легко попадает на штрафы, поясняет представитель монополии. Некоторые собственники подвижного состава даже организовали на подаче исков по этому поводу к РЖД весьма прибыльный бизнес, рассказал он, но конкретных имен не назвал.

Компания подает иски не для того, чтобы получить финансовую компенсацию от задержки доставки грузов и вагонов (суммы исков незначительные), а чтобы простимулировать РЖД решить системную проблему повышения скорости движения в сети, объясняет сотрудник одного из операторов, который судится с монополией.