Китайская Comac может покончить с монополией Airbus и Boeing

На Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо» в июле Airbus и Boeing без труда заполнили книги заказов. Затишье в передвижном кинозале Commercial Aircraft Corporation of China (на показ 3D-фильма пришли трое зрителей, двое заснули прямо во время сеанса) не должно расхолаживать монополистов: Comac является их главным конкурентом на рынке узкофюзеляжных самолетов, и борьба предстоит не на жизнь, а на смерть.

По оценке экспертов, рынок коммерческого авиатранспорта в ближайшие двадцать лет может достичь $4,5 трлн. В последние 20 лет на нем доминировали два гиганта - Airbus и Boeing. Однако в последнее время новички – канадская компания Bombardier, российская United Aircraft Corporation и китайская Comac – стали предлагать свои разработки в сегменте узкофюзеляжных самолетов, поделенном между A320 и Boeing 737.

Наибольший интерес представляет самолет C919 на 158-174 пассажирских мест, который Comac планирует выпустить уже в 2016 г. Новый гендиректор Airbus Фабрис Брегье отметил: “Мы знаем <...> что на рынке самолетов, рассчитанных более чем на сотню пассажиров, скоро появятся наши конкуренты и нам предстоит подтвердить нашу конкурентоспособность... Мы расцениваем C919 как очень серьезную разработку, которой руководит очень серьезный менеджер».

Близкий к Airbus источник пояснил: “Из всех новичков [Comac] самый сильный – не в силу опыта, а в силу превосходящей финансовой мощи. Они могут тратить миллиарды на проекты, не думая о чистой прибыли”. Компания, основанная в 2008 г., вырвалась вперед благодаря тому, что за спиной у нее – мощь китайской экономики: она находится под госконтролем, и вложить в разработку нового самолета $10 млрд для нее не представляет труда. Впереди у нее господство на китайском рынке, который будет расти гораздо быстрее американского, ведь экономике США снова грозит рецессия. Если компания поставит себе целью получить заказы от иностранных авиалиний, она легко сможет это сделать, предложив им гигантские скидки.

Comac сообщила, что получила заказ на поставку и обязательства купить самолеты C919 от 12 фирм – всего 280 единиц. В основном заказы поступали от китайских авиалиний и лизинговых компаний, так что внутренний рынок еще долгие годы останется для Comac основным. Но некоторые зарубежные компании проявляют интерес к Comac: так, в прошлом году ирландский бюджетный авиаперевозчик Ryanair заключил с ней соглашение о совместной разработке самолета C919 на 200 мест. На авиасалоне "Фарнборо-2012" компания International Airlines Group, материнское предприятие British Airways и Iberia, обещала проинформировать Comac о том, какие технические характеристики ей нужны.

Вторым по значению конкурентом является канадский Bombardier, появившийся на рынке еще в 1986 г. Когда котировки нефти достигли рекордных $147/баррель, Bombardier объявил, что оснастил свои самолеты CSeries новыми двигателями, позволяющими сжигать на 20% меньше топлива, чем летавшие в то время модели Airbus и Boeing. Последние приостановили работу над новыми узкофюзеляжными самолетами и оснастили имеющиеся модели аналогичными двигателями от Pratt & Whitney. Новые версии Airbus A320neo и Boeing 737 Max появятся на рынке в 2015 г., на два года раньше CSeries. Bombardier пока удалось заключить контракт на поставку 138 самолетов.

Bombardier решил улучшить свои позиции, объединив усилия с Comac: в марте они подписали соглашение о сотрудничестве, которое поможет сократить затраты и обмениваться наработками. Канадцы рассчитывают получить доступ на китайский рынок, обещающий стать самым привлекательным в мире в ближайшие 20 лет (по оценке Airbus, Китаю потребуется более чем 4000 самолетов общей стоимостью в $545 млрд). Для Comac сотрудничество с западной фирмой позволяет подчеркнуть, что она придерживается мировых стандартов, а ее самолеты полностью соответствуют требованиям безопасности.

Директор аэрокосмического подразделения Bombardier Гай Хейчи считает, что союз с Comac «создаст равные условия игры» на рынке и позволит конкурировать с Boeing and Airbus, которые «сделают все возможное, чтобы мы не разрушили их дуополии».

Российской компании United Aircraft Corporation придется доказывать, что выпущенные ею самолеты безопасны, поскольку первый же пассажирский авиалайнер, произведенный после распада СССР, разбился в Индонезии (следствие, однако, показало, что Sukhoi Superjet-100 был исправен). Помимо компании «Сухой», UAC принадлежит «Иркут», который готовится представить узкофюзеляжный MC-21 в 2017 г.

Перевела Анна Разинцева