Бизнес
Бесплатный
Максим Товкайло

РЖД предложили проэкспериментировать с угольщиками

Повышение тарифа на перевозку будет замедляться, если цены на уголь падают, и ускоряться - если начинают расти; такая схема обсуждалась на совещании в рамках железнодорожного турне Медведева
Дмитрий Медведев в шахте «Листвяжная»
Д.Астахов / РИА Новости

ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ - Во вторник продолжилось железнодорожное турне премьера Дмитрия Медведева по Сибири. Накануне он побывал в Омске, откуда на спецпоезде добрался к утру до Томска и обсудил с местными властями в целом спокойную ситуацию с лесными пожарами в регионе. К вечеру премьер уже был в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области и решал проблемы угольной отрасли.

Визит Медведева начался с общения с шахтерами шахты «Комсомолец» Сибирской энергетической угольной компании (СУЭК). В мае 2010 г. два взрыва привели к гибели 91 человека и разрушили крупнейшую в стране шахту «Распадская». На «Комсомольце» премьера убеждали, что в шахте с безопасностью все в порядке. Шахтеры показали газоанализатор, крепящийся на лацкан комбинезона и способный предупреждать о повышении концентрации метана. Затем Медведев вместе с вице-премьером Аркадием Дворковичем, министром энергетики Александром Новаком, министром транспорта Максимом Соколовым и губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым спустились на 1,4 км в шахту «Листвяжная» холдинга «Сибирский деловой союз» (СДС).

Несмотря на развитие альтернативных источников энергии, доля угля в мировом энергобалансе не изменится до 2050 г. – 25%, заявил на совещании о развитии отрасли Новак. К 2030 г. в России ежегодно будет добываться 430 млн т угля против нынешних 336 млн т. Локомотивом отрасли станет восточный рынок, прежде всего Китай, Япония, Южная Корея и Вьетнам. Наращивать присутствие на западном направлении будет сложно, в частности из-за новых источников энергии, а на внутреннем рынке – из-за более низких цен на газ.

Несмотря на амбициозные планы, ситуация в отрасли близка к критической из-за высоких транспортных расходов, признал министр. Цены на уголь упали со $117 до $89, при этом себестоимость добычи - $30, плюс $40 на транспортировку и еще $10-20 за перевалку, перечислил Новак: «Расходы съедают всю цену». Для сравнения: в нефтяной отрасли доля транспортной составляющей менее 10%, в алюминиевой – до 20%, отметил министр.

Минэнерго предлагает решить проблему следующим образом - РЖД будет замедлять темпы роста тарифа на перевозку угля, если цена на него падает, или ускорять, если начинает расти. Таким образом, госмонополия может как заработать, так и потерять от применения предложенной схемы. Один из участников совещания говорит, что в проекте протокола было зафиксировано поручение Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития проработать вопрос о «плавающем тарифе». Высокопоставленный чиновник Минтранса отмечает, что ведомство концептуально не возражает против идеи Минэнерго, но вопрос в темпах замедления или ускорения индексации: «Каждый груз должен возить себя сам, т. е. быть окупаемым. А если отрасль требует поддержки, то надо поддерживать ее, а не перевозки».

По сведениям «Ведомостей», в протокол по итогам совещания попадут и другие предложенные Минэнерго меры развития отрасли: создание компенсационных фондов из средств самих компаний для ликвидации разработанных шахт, а также выделение из федерального бюджета около 3 млрд руб. в 2013-2015 гг. на эти цели, так как фондов пока нет. Правительство при разработке транспортных программ и стратегий, а РЖД при разработке инвестпрограммы будут учитывать потребности угольщиков в портовой и железнодорожной инфраструктуре.

В первую очередь нужно развивать спрос, считает гендиректор СУЭК Владимир Рашевский. Во-первых, соединить между собой сибирскую и европейско-уральскую энергозоны - сегодня это два плохо связанных рынка. Во-вторых, подтвердить или отказаться от планов широкомасштабного экспорта электроэнергии в Китай и строительства для этого угольных станций в России. Также нужно субсидировать ставки по кредитам угольщиков и модернизировать трудовое законодательство, добавляет Рашевский.

Президент СДС Михаил Федяев жалуется именно на железнодорожную проблему: «Те цены, которые складываются на внешнем рынке, сегодня не покрывают тех затрат, которые у нас существуют». Есть проблема и с доставкой грузов, отмечает он: «До порта Риги мы едем 29 дней, вагон идет со скоростью 7,5 км в час, т. е. чуть быстрее пешехода. У нас каждый день 2500–3000 вагонов, которые не передвигаются по железной дороге».

Ночью Медведев прибыл в Новосибирск, где сегодня проведет совещания по развитию инноваций и малой авиации.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать