Налоги и запреты распугали пивоваров

Производитель пива «Сан инбев» закрывает завод в Курске. Компания объясняет, что это «вынужденная мера для сохранения конкурентоспособности»: рынок падает, акцизы растут, ограничений на торговлю пивом все больше
С.Николаев/ Ведомости

Anheuser-Busch InBev

Пивоваренная компания. Акционеры: Stichting AK (41,3%), EPS (8,3%), в свободном обращении – 46,9%. Капитализация – 107 млрд евро. Финансовые показатели (1-е полугодие 2012 г.): выручка – 19,2 млрд евро, чистая прибыль – 3,6 млрд евро.

«Сан инбев» закрывает завод и филиал в Курске, производство будет распределено по другим заводам, сообщила компания. «Сан инбев» – вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России, и у нее есть заводы в девяти городах. Производство пива на курском заводе сократилось в 2011 г. на 31,3% до 6,9 млн дал (мощность завода – 7,2 млн дал). Исходя из общего объема продаж пива в России (989,9 млн дал за 11 месяцев 2011 г., по данным Союза российских пивоваров) и доли компании (17,3%, по собственным данным) на Курск вряд ли приходится более 4% производства «Сан инбев» в России (компания цифру не раскрывает).

Производство пива в России падает не первый год. В 2011 г. у «Сан инбев» – на 5,6%, у лидера рынка, Carlsberg (37,4% рынка), – на 4%. Правда, это в натуральном выражении. С начала 2012 г. продажи «Сан инбев» упали еще на 9,5%.

Главная причина падения – рост цен, который, в свою очередь, вызван ростом акцизов. С 2009 по 2012 г. ставка акциза на пиво была увеличена в 4 раза – с 3 до 12 руб. за литр, а в 2015 г., согласно готовящимся поправкам Минфина, акциз на литр пива достигнет 20 руб. (см. таблицу).

Решение «Сан инбев» имеет под собой основу, считает гендиректор «Очаково» Владимир Антонов, акцизы растут быстрее инфляции, но поднять цены производители не могут: покупательная способность растет не так быстро.

Российские акцизы на пиво не самые высокие в мире, но приближаются к этому уровню и уже оказывают сильное давление на рынок, падает спрос на продукт, говорит представитель Efes Rus Кирилл Болматов.

К этому стоит добавить запрет на продажу в нестационарных торговых точках, продажу в ночное время, запрет на рекламу и обсуждаемый запрет на продажу пива в ПЭТ-упаковке (а в некоторых регионах страны это 50% рынка), указывает представитель Heineken.

Представители Efes Rus и Heineken отказались отвечать на вопрос, будут ли эти компании закрывать заводы в России.