Сечин отказался от планов консолидации госэнергоактивов на базе «Роснефтегаза»

Зато Путин поддержал покупку "Роснефтью" половины ТНК-ВР, радуется президент крупнейшей российской нефтяной компании
Игорь Сечин/ М. Стулов/ Ведомости

Поздно вечером в Лондоне Игорь Сечин пробирается с ноутбуком сквозь толпу новых директоров «Роснефти». «Мы серьезно модернизируемся», - говорит он. Сечин непреклонен: «Роснефть» должна стать глобальным игроком – одним из крупнейших на мировом рынке. Доказательством тому служат обновленный состав совета директоров и соглашения о разработке месторождений на арктическом шельфе России, заключенные с международными нефтяными компаниями, такими как ExxonMobil.

В пятницу Сечин выступал перед иностранными инвесторами в лондонском отеле Mandarin Oriental (в их числе были такие известные компании, как BlackRock, Goldman Sachs Asset Management и Pimco). Перед встречей он пообщался с корреспондентами Financial Times.

Тот факт, что «Роснефть» - это государственная компания, роли не играет, считает Сечин: “У публичных компаний мера эффективности определяется не формой собственности, а качеством управления». По его словам, «Роснефть» упорно работает над сокращением затрат и увеличением прибыли. Немногие нефтяные компании могут похвастаться столь низкими производственными издержками, а по темпам роста «Роснефть» занимает одно из первых мест в России.

Убедить инвесторов

Сечин делится своими соображениями перед своей первой презентацией для иностранных инвесторов, цель которой – укрепить доверие к «Роснефти», которая помимо прочего готовится купить у ВР 50%-ную долю в ТНК-ВР.

Сечин пробует себя в новой роли, выступая перед известными бизнесменами. Бывший офицер Российской армии, близкий друг Владимира Путина, он долгое время воспринимался как одна из ведущих фигур в окружении президента, состоящем из так называемых силовиков. Как считает большинство обозревателей, силовики стояли за разгромом ЮКОСа, самые ценные активы которого в итоге достались «Роснефти».

В этом году Сечин был назначен президентом «Роснефти». Теперь перед ним стоит сложнейшая задача – доказать западным акционерам, что госкомпания может быть не менее эффективной, чем частная. «Для него сейчас очень важно управлять «Роснефтью» не с позиции чиновника, которого не волнуют результаты, но с позиции человека, стремящегося к коммерческой эффективности. Иначе мы получим очередного слона», т. е. огромную неповоротливую компанию, комментирует один из сподвижников Сечина.

Ему предстоит преодолеть немало препятствий. Инвесторы по-прежнему скептически оценивают преимущества госсобственности: за пять лет «Роснефть» так и не догнала ТНК-ВР и «Башнефть» по доходам акционеров. Кроме того, Сечин успел поссориться с министрами либерального толка, усомнившимися в целесообразности покупки доли в ТНК-ВР у британской BP.

Однако Сечин настаивает на том, что «Роснефть» сильно выиграла от перестановок в топ-менеджменте и что на смену старым директорам пришла новая, эффективная команда с опытом работы в ExxonMobil, Morgan Stanley и TНK-BP. Благодаря соглашениям о партнерстве, подписанным в последнее время с международными нефтяными гигантами, «Роснефть» получит доступ к новым технологиям, без которых невозможно добывать нефть ни на богатых месторождениях на арктическом шельфе, ни в Сибири – из малопроницаемых пластов.

Стремясь улучшить имидж компании в глазах инвесторов, Сечин дал понять, что готов на уступки правительству Дмитрия Медведева, которое хочет приватизировать некоторые госактивы. Сечин предложил, чтобы акции энергетических компаний были проданы «Роснефтегазу» - государственной управляющей компании, которую он возглавляет. Но в пятницу «Роснефтегаз» перечислил в бюджет 50 млрд руб. ($1,6 млрд), полученных в виде дивидендов, и Сечин отказался от своего предложения. На вопрос о том, считает ли он, что «Роснефтегазу» следует покупать акции госпредприятий, Сечин ответил: «Нет, конечно, нет». Он добавил, что не стоит откладывать приватизацию некоторых энергетических компаний: “Рынок принимает те сделки, которые были заключены в ходе успешных переговоров между партнерами, особенно в энергетическом секторе. Думаю, что нам надо просто работать на результат», - считает Сечин. Он отрицает, что назначение его главой президентской комиссии по энергетике равнозначно созданию параллельного с правительством центра влияния.

Западные инвесторы на встрече с Сечиным заявили, что приветствуют повышение прозрачности, но высказывали сомнения, что «Роснефть», которая пользовалась преимуществами, сможет самостоятельно эффективно развиваться. Сечин сказал им, что объем добычи в течение ближайших пяти лет будет расти на 1-2% в год, несмотря на значительные капитальные вложения – приблизительно в $16 млрд ежегодно.

Руководитель одной из крупнейших российских нефтяных компаний указал на то, что, невзирая на смену руководства, «Роснефти» придется круто менять курс. “Вопрос в следующем: пригласив правильных людей на работу, сможете ли вы обеспечить их нужной платформой, чтобы они могли нормально работать? Нынешняя платформа устарела, это каменный век”, – говорит он.

Путин только "за"

Президент Путин поддерживает ВР в ее стремлении продать «Роснефти» 50%-ную долю в ТНК-ВР, а часть вырученных средств направить на покупку акций этой госкомпании, рассказал Сечин FT. По его словам, Путин обсуждал это с руководством ВР в сентябре, Сечин присутствовал на встрече. “["Роснефть"] сможет приобрести акции стратегического инвестора, и поэтому мы поддерживаем сделку. Президент также ее одобрил”, - сказал Сечин. По его словам, Путин подчеркнул, что окончательное решение – за акционерами ВР. Сечин сказал об этом на прошлой неделе, до того, как консорциум ААР объявил о решении продать свою половину ТНК-ВР.

В июне BP сообщила, что намерена продать принадлежащую ей 50%-ную долю в ТНК-ВР. Возможными претендентами называли ААР и «Роснефть». Аналитики считают, что у госкомпании с ее солидным балансом и связями в Кремле гораздо больше шансов и решение ААР избавиться от своей доли лишь подтверждает осознание этого факта российскими миллиардерами.

Стремление «Роснефти» купить активы у ВР может вызвать нарекания у той части российского правительства, которая выступает против усиления роли государства в экономике. В октябре вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что государству следует избегать увеличения своего участия в экономике, включая приобретение частных компаний государственными предприятиями.

По словам Сечина, Путин сказал свое веское слово: “Учитывая тот факт, что «Роснефть» является компанией стратегического значения <...> главные параметры сделки были согласованы с президентской администрацией».

По мнению Сечина, покупка половины TНK-BP – прекрасное стратегическое решение для «Роснефти», так как у той множество НПЗ в России и европейских странах. Помимо этого ТНК-ВР разрабатывает Сузунское и Тагульское месторождения в Восточной Сибири, которые расположены неподалеку от блоков, принадлежащих «Роснефти»: тут важен эффект синергии, считает Сечин.

Он сказал, что «ежедневно контактирует» с гендиректором ТНК-ВР Германом Ханом, обсуждая с ним совместное использование нефтяной инфраструктуры с целью понизить стоимость транспортировки и добиться синергии.

Перевела Анна Разинцева