Зачем "Роснефти" понадобился инвестиционный банк

Президент «Роснефти» Игорь Сечин решил создать инвестиционный холдинг. Скорее всего, этот холдинг возглавят Райр Симонян и Елена Титова, до последнего времени руководившие российским Morgan Stanley
А. Махонин/ Ведомости

«Роснефть» планирует создать «совершенно новую, возможно международную, кредитно-финансовую структуру», заявил Сечин The Wall Street Journal: «Инвестиционная группа, инвестиционный холдинг никогда не будут лишними, а в некоторых случаях будут даже необходимыми для «Роснефти» и для любой крупной компании». По словам Сечина, эта структура будет создана «на базе тех возможностей, которые имеются у компании «Роснефть» в настоящее время».

Инвестбанк при «Роснефти» выглядит логичной идеей, отмечает управляющий директор «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский: Сечин любит все контролировать и ему вполне под силу создать второй Газпромбанк. У компаний, входящих в орбиту влияния Сечина даже до приобретения ТНК-BP, обороты составляют десятки миллиардов долларов, а на комиссионные от обслуживания таких финансовых потоков вполне можно содержать отдельный банк, уверен Дашевский. Если речь идет о небольшом собственном инвестподразделении, то это может иметь смысл для крупной компании – лидера рынка, но создавать с нуля большой инвестбанк долго и дорого, к тому же в этой нише представлено немало качественных игроков, предупреждает управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева.

«Роснефть» владеет Всероссийским банком развития регионов (BБРР) и подконтрольным ему Дальневосточным банком (обслуживает клиентов ВБРР в восточной части страны). Но сейчас ВБРР даже не входит в топ-50 российских банков по активам (к 1 октября с показателем 87,6 млрд руб. он занимал 58-е место в списке «Интерфакс-ЦЭА»).

О планах создания коммерческого и инвестиционного банка на базе ВБРР слышали несколько инвестбанкиров, один из которых работает с «Роснефтью». На этот банк планируется перевести финансовые потоки энергетиков и нефтяников, говорит один из собеседников «Ведомостей». О планах создания на базе ВБРР расчетного центра для энергетических компаний рассказывали знакомые менеджеров банка и источник, близкий к самому банку. Одним из авторов идеи был Григорий Курцер, до конца августа возглавлявший ВБРР.

Руководить банком «Роснефти» будут Райр Симонян и Елена Титова, которые в августе объявили об уходе из российского Morgan Stanley, утверждают близкие к банку люди, знакомый топ-менеджеров «Роснефти» и несколько инвестбанкиров. Предполагается, что Титова уже в ноябре возглавит ВБРР, а Симонян займется созданием инвестиционного бутика, говорили их знакомые.

Титова сказала «Ведомостям», что до середины ноября она и Симонян работают в Morgan Stanley. С Симоняном связаться не удалось.

Слухи о создании инвестхолдинга при «Роснефти» возникли после того, как стало известно, что из Morgan Stanley уходят топ-менеджеры, говорили инвестбанкиры. Такие же разговоры ходили и при создании Наташей Цукановой из JPMorgan инвесткомпании Xenon Capital Partners, разве что сейчас более отчетливо говорится о ВБРР, сообщил топ-менеджер иностранного инвестбанка. Xenon провела несколько сделок в электроэнергетике, которую Сечин курировал как вице-премьер. Например, компания Хеnon, как управляющая «Русэнерго фондом», участвовала в покупке консорциумом инвесторов 26,4% «Энел ОГК-5» за $625 млн.

Общий объем финансовых сделок Xenon в электроэнергетике – $6,6 млрд.

Симонян руководил российским Morgan Stanley с 1998 г., при нем банк консультировал правительство в топливно-энергетической сфере, рассказывал один из сотрудников Morgan Stanley, работавший с банкиром: он близко общался с Сечиным, Morgan Stanley проводил IPO «Роснефти», сопровождал крупнейшие сделки с активами ЮКОСа, консультировал «Интер РАО», «Русгидро».

За последнее время в ВБРР перешло около 10 человек из Morgan Stanley, они занимаются созданием инфраструктуры – HR, IR и операциями клиентов, еще один человек из инвестблока в процессе перехода, говорит близкий к Morgan Stanley финансист.