Рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности» в России

Расходы на благотворительные программы 52 российских компаний — участников рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2011 г. достиг почти 11,8 млрд руб. Это послеризисный рекорд. Повышаются не только затраты, но и качество благотворительных программ, отметили члены жюри
Д. Беркут/ ИТАР-ТАСС

Спецноминации 2011 года

Партнеры рэнкинга – Министерство экономического развития России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства и Международный форум лидеров бизнеса (IBLF) – учредили свои номинации для участников конкурса благотворительных программ, проводимого «Ведомостями», Форумом доноров и PwC. В номинации Минэкономразвития – «Лучшая программа, способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата в регионе присутствия компании» – победителем признана программа «Территория «Русала», а лауреатами – программа фонда «Петропавловск» «Фактор развития Дальнего Востока» и творческая школа «Мастер-класс» банковской группы «Зенит». «Русал» выделяет в регионах Сибири гранты на развитие социальной инфраструктуры и гражданских инициатив. В первом случае отбираются проекты по реконструкции образовательных и спортивных объектов, обязательное условие – долевое софинансирование из муниципальных/региональных бюджетов. Во втором – гражданские инициативы, связанные с образованием, развитием спорта, улучшением качества жизни и т.д. Фонд «Петропавловск» ставит задачу снабдить детские учреждения в удаленных поселках Приамурья новейшими технологическими устройствами и учебными пособиями, благоустроить детские площадки. Группа «Зенит» финансирует с 2000 г. создание творческих школ для юных художников и музыкантов, сейчас под эгидой проекта работает 73 творческие школы в Москве и регионах. В своей номинации министерство хочет поддержать развитие трехсекторного взаимодействия, отметить компании, которые не просто реализуют важные благотворительные программы, но стремятся увеличить свою результативность благодаря вовлечению региональных органов власти и ресурсов некоммерческого сектора в их реализацию. В номинации комиссии Общественной палаты «Лучшая программа, способствующая развитию волонтерства в России» победителем назван проект поддержки корпоративных инициатив сотрудников «Сахалин энерджи» «Спешите делать добро». Второе и третье места заняли соответственно проект МТС по созданию действующего механизма вовлечения сотрудников, партнеров и клиентов компании в помощь больным детям в регионах и программа «Перекресток жизни» X5 Retail Group. В номинации выявлялись лучшие практики компаний по вовлечению в корпоративную благотворительность сотрудников компаний и новых участников, в первую очередь партнеров и клиентов компаний, а также представителей местных сообществ. В номинации РСПП "Лучшая программа (проект), раскрывающая политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций компании" первое место отдано программам "Инкубатор профессиональных компетенций: карьерный лифт для региональной молодежи" (МХК "ЕвроХим") и "Некоммерческое партнерство "Агентство Городского Развития" ("Северсталь"), второе место – "Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию" ("Сахалин Энерджи Инвестмент Компани") и "Школа полезного действия "Металлоинвест" ("Металлоинвест"); третье место – "Помощь детям – лучший вклад в будущее!" ("БИНбанк) и "Будь здоров" ("Крафт Фудс Рус"). Приоритет в номинации отдавался компании с едиными принципами и стандартами разработки и реализации благотворительных программ, наличием развитых механизмов формирования и эффективности реализации благотворительных проектов. Благотворительные проекты компаний должны быть связаны с общей стратегией деятельности компании. Лучшей программой по вовлечению молодежи в социально-экономическое развитие (партнер – IBLF), признаны трудовые отряды СУЭК. Лауреатом номинации стала программа «Лифт будущего» АФК «Система» и экологические агитационно-творческие акции «С Байкалом вместе!» от En+ Group. Приоритет имели программы, реализуемые на условиях межсекторного партнерства бизнеса, государства и некоммерческого сектора с элементами корпоративного волонтерства.

Методика

Благотворительные программы компаний – участников рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности» оцениваются независимыми членами жюри на основании методологии, разработанной PwC. В соответствии с методологией благотворительная деятельность компаний оценивается по пяти основным направлениям: концепция и стратегия, подход к благотворительной деятельности, управление и процессы, результаты и перспективы, информационная открытость и расходы на благотворительную деятельность. В целях достижения максимальной объективности в оценке корпоративных благотворительных программ применяется процесс нормирования, который обеспечивает сопоставимость результатов оценки членов жюри. Нормирование позволяет сравнивать и агрегировать результаты, а также максимально избегать субъективных различий в трактовке оценок, объясняет Елена Дубовицкая, старший менеджер отдела корпоративного управления и устойчивого развития PwC в России. Самые весомые критерии оценки – подход к благотворительной деятельности компании, включающий оценку концепции и стратегии, управление и процессы, результаты и перспективы; вес каждого из них составляет 20%. По 15% оценивается информационная политика и общее мнение жюри, финансовые показатели занимают в итоговой оценке не более 10%. Доля финансовых показателей в общей оценке составляет только 10%, кроме того, рассматривается не абсолютная цифра, а вес расходов на благотворительность в доходах компании.

Эксперты исследования

Юрий Благов, директор Центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс, к.э.н., доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Галина Григорьева, менеджер по устойчивому развитию компании «Алкоа» Ольга Епифанова, депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Александр Лившин, доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова София Малявина, помощник федерального министра, пресс-секретарь министра здравоохранения и социального развития РФ Светлана Рубашкина, начальник управления по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Лия Сидлина, менеджер по корпоративной социальной ответственности «БАТ Россия» Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации Ольга Федосеева, ООО «Эволюция – УИК», руководитель дирекции стратегического консультирования проектов филантропии Борис Цирульников, исполнительный директор благотворительного фонда «Фонд Тольятти» Алла Чирикова, доктор социологических наук Института социологии РАН Артем Шадрин, директор департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России

В этом году рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности» подготовлен в пятый раз некоммерческим партнерством грантодающих организаций «Форум доноров» и газетой «Ведомости» совместно с PwC. Анкеты для участия в исследовании прислали 52компании. К участию в исследовании, как обычно, приглашались компании с годовым оборотом не менее 300млн руб. и заверенной аудитором отчетностью за 2010г. Участники должны были заполнить анкету, рассказав в ней о своих благотворительных проектах, финансируемых за счет компании (частные пожертвования сотрудников, руководства или акционеров не принимались в расчет, так же как и спонсорство, средства на которое выделяются из рекламного бюджета).

Не пожалели

Из данных, указанных в анкетах участников, следует, что в прошлом году общий объем направленных ими на благотворительные программы средств составил почти 11,8млрд руб., отмечает Наталья Каминарская, исполнительный директор «Форума доноров». До докризисного 2007году компании не дотянули: тогда они сообщили о расходах в 13,6млрд руб., но цифра 2011г. все-равно больше затрат участников предыдущего рэнкинга: за 2010г. 50компаний потратили на благотворительность 8,7млрд руб.

Рэнкинг подтвердил, что экономический кризис, оказавший значительное влияние на объемы корпоративной благотворительности, фактически преодолен, говорит Каминарская. Наблюдавшийся после кризиса застой в области корпоративной благотворительности тоже закончился: многие компании увеличивают затраты, но главное— в процесс включаются новички, отмечают другие эксперты.

Например, дебютировавшая в рэнкинге банковская группа «Зенит» сообщила, что потратила на благотворительность более 195 469 616 руб.— это 12-й бюджет среди всех участников, в рэнкинге группа заняла 31-е место, что является хорошим результатом для первой попытки. Кроме того, одна из ее программ стала лауреатом конкурса программ в специальной номинации Министерства экономического развития (см. врез на стр. 15).

Жюри оценивает в первую очередь эффективность управления программами благотворительной деятельности, а объем расходов влияет на позицию в рейтинге в небольшой степени (см. врез «Методика» на стр. 14), поэтому крупные компании, направившие на благотворительные программы миллиарды рублей, могут не войти в число лидеров.

Первые в добром

Впрочем, лидер нынешнего рэнкинга— АФК «Система» входит и в число лидеров по расходам: в прошлом году она потратила на благотворительность 2,6млрд руб. (1,6млрд— в 2010г.). Среди ее программ— проект по поддержке талантливой молодежи «Лифт в будущее» (также отмеченный в спецноминации), сотрудничество с Русским географическим обществом, Государственным Русским музеем, Пасхальным фестивалем, Фондом поддержки олимпийцев России, а также программа помощи жертвам пожаров в Нижегородской области.

Главную цель своей благотворительной деятельности АФК «Система» видит в содействии развитию гармоничного общества, сохранению культурного наследия и развитию научного потенциала России, отметила компания в своей анкете, отправленной на конкурс. В прошлом рэнкинге «Система» была пятой.

Занявшая в этом году второе место компания «Катрен» (оптовая торговля медикаментами) год назад была четвертой. Теперь «Катрен» отчитался о затратах на благотворительность в 15млн руб. (в 2010г. было 26,8млн). Компания занимается системной благотворительной помощью, направленной на социальную поддержку и защиту детей, которые остались без родителей, указано в ее анкете. В числе ее проектов— бесплатная передача медикаментов в детские медучреждения («Здоровье детям» и «Аптека-центр благотворительность»), оплата подготовительных курсов и предоставление стипендий для одаренных сирот, желающих учиться в техникумах и вузах («Хочу учиться»), путешествующая по России фотовыставка воспитанников детских домов «Галерея сердец», посвященный семейному устройству сирот журнал «Дети дома», а также сертификаты на получение лекарств для семей, усыновивших детей со слабым здоровьем.

Авиакомпания «Трансаэро», занявшая третье место в рэнкинге, переместилась в число лидеров с прошлогодней 13-й позиции. Основными принципами своей социальной стратегии она называет «системность, партнерство, прозрачность». В числе ее программ— бесплатные перевозки детей с онкологическими заболеваниями из регионов России на лечение, в том числе за границу; семейный реабилитационный лагерь для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями; участие волонтеров компании в программе наставничества для детей «Наше время сегодня— их будущее завтра».

Учрежденный в этом году газетой «Ведомости» приз «За наибольший прогресс» получила компания МТС : по сравнению с прошлогодним рэнкингом компания поднялась сразу на 18мест: с 26-го на 8-е. Компания реализует программы по поддержке детских домов, предоставляет бесплатные услуги связи благотворительным фондам, привлекает сотрудников, партнеров и клиентов к помощи больным детям. МТС также разрабатывает для клиентов программу «День благотворительности МТС». Она предусматривает перечисление части средств, внесенных клиентами оператора на свои счета в этот день на благотворительность.

Программы корпоративного волонтерства получают все большее развитие, отмечает член жюри и директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. Они сейчас есть почти у всех компаний, активно занимающихся благотворительностью, коммерческие организации стараются, чтобы сотрудник чувствовал свою причастность к важным социальным проектам или даже сам предлагал программы, рассказывает она. И для самих сотрудников все более значимым становится то, есть ли у компаний такие проекты или нет.

Лучше меньше, но эффективнее

«Все участники рэнкинга могут смело называть себя лидерами российской корпоративной благотворительности, так как само участие в исследовании требует серьезной подготовки и анализа своей деятельности и свидетельствует о значении, которое компания придает этой работе»,— говорит член жюри, менеджер по устойчивому развитию компании «Алкоа» Галина Григорьева. В этом году впервые в состав жюри вошли представители двух компаний, ранее участвовавших в рэнкинге (см. врез). Кроме Григорьевой это Лия Сидлина, менеджер по корпоративной социальной ответственности «БАТ Россия». В прошлом году «Алкоа» была названа лидером корпоративной благотворительности, в этом году компания участия не принимала во избежание конфликта интересов.

Одной из целей своей работы в жюри Григорьева называет возможность лучше понять общие тенденции корпоративной благотворительности в России. Она считает очень важным, что все больше и больше компаний ориентированы на долгосрочный и устойчивый эффект от своей благотворительной деятельности. Вместе с тем еще многие оценивают свою работу по количеству вовлеченных людей, проведенных мероприятий и сумме затраченных денежных средств, все это важно, но не гарантирует реальных изменений, считает Григорьева. «Сегодня в мире уже есть стандарты измерения результативности различных направлений благотворительной работы, и нам нужно брать их на вооружение»,— говорит она.

То, что компании сравнивают себя с другими игроками из своей отрасли и примеряют на себя лучшие практики, бесспорно, свидетельствует о развитии сектора корпоративной благотворительности, считает член жюри, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. Анализируя свою деятельность, компании намечают путь к улучшениям, уверена она.

За пять лет составления рэнкинга можно сделать выводы, что само понимание роли и места благотворительности в стратегии компаний приобретает новый качественный уровень, отмечает Каминарская.

Подтверждением серьезности компаний в отношении благотворительных программ является принцип формирования бюджета на благотворительность: у большинства участников он зафиксирован— либо в виде определенной суммы, либо как процент от прибыли компании, продолжает она. Таким образом, компании планируют свою благотворительную деятельность и ресурсы для ее обеспечения так же, как и свою основную работу.

Сейчас в большинстве случаев компания ведет 5-8различных социальных тем, говорит Каминарская. Большой разброс в направлениях нельзя считать хорошим примером, убеждена Григорьева из «Алкоа». «Если у компании более 10тем, почти наверняка можно сказать, что она работает реактивно, т. е. реагирует на запросы от помощи. От этого надо уходить, определяя свои темы, которые можно будет развивать более эффективно»,— объясняет она.

Дети и природа

Как и в прошлые годы, почти все компании— 88%участников— развивают проекты в сфере образования и просвещения, эта же тенденция наблюдается и у частных фондов, говорит Каминарская.

На втором месте у компаний по популярности— работа в регионах присутствия и помощь незащищенным слоям населения (по 73%участников).

Важным новшеством этого года является увеличение числа компаний, которые включили экологию в ряд своих приоритетов (их теперь 54%— столько же поддерживают одно из самых популярных направлений— культуру), а также рост интереса к таким направлениям, как защита прав граждан (6%участников) и развитие предпринимательства (4%).

Даже незначительное расширение сфер корпоративной благотворительности говорит о том, что компании начинают лучше осознавать потребности и занимать свободные ниши или ниши, в которых работают фонды, считает Каминарская.

Тополева-Солдунова отмечает, что компании начинают более рационально относиться к своим социальным программам. Раньше, задав менеджеру компании вопрос, почему у нее появилось то или иное социальное направление, можно было услышать ответ вроде «наше руководство сочло это важным», теперь же компании могут объяснить, как благотворительные программы связаны с их бизнесом, объясняет она. Например, банки запускают программы финансовой грамотности, телекоммуникационные компании— программы адаптации пожилых людей к новым технологиям, приводит пример Тополева-Солдунова.

«В России мы все еще мало денег вкладываем в программы устойчивого развития, в проекты, формирующие потенциал развития сообществ,— говорит Григорьева.— Это отражение специфики российской благотворительности, которая в основном сфокусирована на поддержке социально незащищенных групп». Но позиция эта вынужденная, считает она: «Корпоративная благотворительность во многом подменяет государство, решая острые вопросы социальной защиты людей».

Приоритеты в социальной политике остаются все теми же, но теперь в поле зрения бизнеса попадают те целевые группы, которым раньше не уделялось внимания, например пожилые люди, добавляет Тополева-Солдунова. В дальнейшем социальная деятельность компаний будет все больше диверсифицироваться, уверена она.

Спецноминации 2011года

Партнеры рэнкинга – Министерство экономического развития России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства и Международный форум лидеров бизнеса (IBLF) – учредили свои номинации для участников конкурса благотворительных программ, проводимого «Ведомостями», Форумом доноров и PwC.

В номинации Минэкономразвития – «Лучшая программа, способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата в регионе присутствия компании» – победителем признана программа «Территория «Русала», а лауреатами – программа фонда «Петропавловск» «Фактор развития Дальнего Востока» и творческая школа «Мастер-класс» банковской группы «Зенит».

«Русал» выделяет в регионах Сибири гранты на развитие социальной инфраструктуры и гражданских инициатив. В первом случае отбираются проекты по реконструкции образовательных и спортивных объектов, обязательное условие – долевое софинансирование из муниципальных/региональных бюджетов. Во втором – гражданские инициативы, связанные с образованием, развитием спорта, улучшением качества жизни и т.д. Фонд «Петропавловск» ставит задачу снабдить детские учреждения в удаленных поселках Приамурья новейшими технологическими устройствами и учебными пособиями, благоустроить детские площадки.

Группа «Зенит» финансирует с 2000 г. создание творческих школ для юных художников и музыкантов, сейчас под эгидой проекта работает 73 творческие школы в Москве и регионах.

В своей номинации министерство хочет поддержать развитие трехсекторного взаимодействия, отметить компании, которые не просто реализуют важные благотворительные программы, но стремятся увеличить свою результативность благодаря вовлечению региональных органов власти и ресурсов некоммерческого сектора в их реализацию.

В номинации комиссии Общественной палаты «Лучшая программа, способствующая развитию волонтерства в России» победителем назван проект поддержки корпоративных инициатив сотрудников «Сахалин энерджи» «Спешите делать добро». Второе и третье места заняли соответственно проект МТС по созданию действующего механизма вовлечения сотрудников, партнеров и клиентов компании в помощь больным детям в регионах и программа «Перекресток жизни» X5 Retail Group.

В номинации выявлялись лучшие практики компаний по вовлечению в корпоративную благотворительность сотрудников компаний и новых участников, в первую очередь партнеров и клиентов компаний, а также представителей местных сообществ.

В номинации РСПП лучшими программами, раскрывающими политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций, назван проект «Инкубатор профессиональных компетенций: карьерный лифт для региональной молодежи» МХК «Еврохим», и «Агентство городского развития», созданное ОАО «Северсталь».

Приоритет в номинации отдавался компании с едиными принципами и стандартами разработки и реализации благотворительных программ, наличием развитых механизмов формирования и эффективности реализации благотворительных проектов. Благотворительные проекты компаний должны быть связаны с общей стратегией деятельности компании.

Лучшей программой по вовлечению молодежи в социально-экономическое развитие (партнер – IBLF), признаны трудовые отряды СУЭК. Лауреатом номинации стала программа «Лифт будущего» АФК «Система» и экологические агитационно-творческие акции «С Байкалом вместе!» от En+ Group. Приоритет имели программы, реализуемые на условиях межсекторного партнерства бизнеса, государства и некоммерческого сектора с элементами корпоративного волонтерства.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).