Лидерство в отрасли железнодорожных перевозок обойдется «Системе» в $6 млрд

АФК «Система» планирует стать одним из лидеров отрасли железнодорожных перевозок. Цель компании – втрое нарастить парк до 100000 вагонов. Выполнение этой задачи может обойтись АФК в $6 млрд
A.Rudakov/ Bloomberg

Вчера АФК «Система» объявила о покупке 100% железнодорожного оператора «СГ транс» у государства за 22,7 млрд руб. С этой сделкой парк компании в собственности и управлении вырастет с 19500 до 34500 вагонов, говорится в опубликованной на сайте АФК презентации. Но это лишь начало экспансии на рынок железнодорожных перевозок. Цель «Системы» – собрать парк примерно в 100000 вагонов, сказано в презентации. Сейчас больше лишь у Независимой транспортной компании (НТК) Владимира Лисина и государственной РЖД (с учетом «дочек») – 199000 и около 150000 вагонов соответственно. У ближайших конкурентов – «Нефтетранссервиса» и Globaltrans намного меньше: более 57000 и 62000 вагонов соответственно.

АФК «Система»

Инвестиционный холдинг. Основной акционер – Владимир Евтушенков (64,18%), 19% торгуется на LSE в виде GDR, 5,2% – на Московской бирже. Капитализация (LSE) – $8,9 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, III квартал 2012 г.): выручка – $8,8 млрд, чистая прибыль – $653 млн.

«Система» намерена участвовать в приватизации активов РЖД – «Трансконтейнера» и Федеральной грузовой компании (ФГК, ранее – Вторая грузовая компания), говорится в материалах АФК. ФГК занимает 2-е место среди железнодорожных операторов по количеству вагонов: ее парк насчитывает более 122000 вагонов (большая часть из них – в аренде у РЖД). У «Трансконтейнера» 23700 вагонов. Но пока ни один из этих активов не выставлен на продажу. 25% «Трансконтейнера» РЖД должна была продать еще в прошлом году (сделка одобрена советом директоров монополии), но правительство до сих пор спорит о размере продаваемого пакета, сроках продажи и возможности приватизации. РЖД предлагает не продавать актив, а внести в уставный капитал российско-казахско-белорусского СП по перевозке контейнерами. Вопрос о продаже ФГК будет решаться после 2015 г., отмечает представитель РЖД.

Компания Владимира Евтушенкова также «рассматривает возможность» покупки частных компаний. «Система» рассчитывала на приобретение «дочки» Evraz – «Евраз транса» (парк – более 4000 вагонов). Но оператор за $300 млн достался «Нефтетранссервису». АФК претендует на оператора Магнитогорского меткомбината – «ММК транс» (парк – 3600 вагонов). Покупатель актива будет назван до конца этой недели, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к одному из претендентов на оператора. Кроме «Системы» заявки на покупку «ММК транса» подавали Первая грузовая компания (ПГК), «УВЗ логистик», Globaltrans и "Нефтетранссервис".

«Система» участвовала в торгах по продаже 25% ПГК, но не была допущена к финальному этапу «конкурентных переговоров». В итоге блокпакет ПГК достался НТК.

Железнодорожного оператора «Система» будет создавать на базе «Финансового альянса» (будет переименован в Uni Rail, парк – 8000 цистерн), рассказывал топ-менеджер АФК.

В капитал «Финансового альянса» будет передан и парк «СГ транса», уточняет он. АФК владеет только 50% компании, остальные 50% – у топ-менеджеров «Финансового альянса», в том числе у председателя ее совета директоров Алексея Тайчера (бывший первый заместитель гендиректора ПГК) и гендиректора Владимира Яковины (бывший замглавы Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД), уточняет АФК. Кроме того, АФК заключила договор на управление активами Транспортно-логистической компании (парк – 7000 цистерн, из которых 5000 арендует у ПГК).

Увеличение парка до 100000 вагонов может потребовать инвестиций примерно на $6 млрд, считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. «Системе» это вполне по силам. Она может занять часть средств. Ведь отношение ее долга ($16 млрд) к EBITDA – всего 1,8. Кроме того, у корпорации есть активы, которые генерируют стабильную выручку, – МТС и «Башнефть», говорит директор аналитического управления «Уралсиба» Константин Чернышов. От них «Система» получает ежегодно около $1 млрд, констатирует он.