«Аэрофлот» добивается в суде отмены приказа Минтранса о дополнительном отпуске для пилотов

«Аэрофлот» в Верховном суде требует от Минтранса отмены приказа о дополнительном отпуске для пилотов. Документ противоречит Трудовому кодексу, а больший налет сократит дефицит кадров, считают менеджеры авиакомпании
A.Rudakov/ Bloomberg

«Аэрофлот» 10 сентября подал заявление в Верховный суд с просьбой отменить приказ Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. №50 о дополнительных отпусках летному составу за работу в особых условиях. Заинтересованным лицом по делу является Минтранс, говорится в документе (копия есть у «Ведомостей»).

Приказ и поправки в него от 1989 г. не публиковались. А сейчас он противоречит Трудовому кодексу, говорится в заявлении. Правилами установлено, что пилоты имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12–36 рабочих дней в зависимости от налета. Тогда как Трудовой кодекс гласит, что отпуск исчисляется в календарных днях, а его продолжительность устанавливает сам работодатель. Правительство лишь постановило, что отпуск не может быть менее недели.

В заявлении «Аэрофлот» указывает также на острый дефицит летного состава. В самой авиакомпании недостача примерно 150 капитанов воздушного судна, всего отрасли не хватает около 800 пилотов, говорит источник в компании.

«Аэрофлот» просил Минтранс отменить приказ, говорится в заявлении. Правда, письмо было отправлено тоже 10 сентября, поэтому «отчет до настоящего времени не получен», пишет «Аэрофлот».

Общий отпуск пилотов составляет около 70 рабочих дней. «Отпуск в «Аэрофлоте» больше, чем в Lufthansa (48 дней)», – говорит источник в «Аэрофлоте». Решить проблему можно было бы за счет привлечения иностранных пилотов, но профсоюзы резко против. При этом они не хотят расставаться с дополнительными льготами. Учитывая темпы роста пассажиропотока – около 15%, – «летать скоро будет некому», резюмирует собеседник.

Вопрос отмены приказа о предоставлении дополнительных отпусков обсуждается. Но решаться он должен вместе с профсоюзами, считает представитель Минтранса.

«Мы против отмены дополнительных отпусков», – говорит один из пилотов «Аэрофлота». В Lufthansa отпуска меньше, но больше выходных – в среднем на девять дней в месяц. «Получается, что сейчас в России у летного состава 131 день отдыха в году, а у обычного работника на земле – 136», – продолжает президент Шереметьевского профсоюза Игорь Дельдюжов. Он добавляет, что экономия на отмене приказа составит сотни миллионов рублей в год. Но в долгосрочной перспективе авиакомпания потеряет на безопасности – пилоты и так сильно устают. Между тем ответственность за безопасность несут именно пилоты, а не топ-менеджеры, которые хотят лишить летный состав заслуженного отдыха, добавляет Дельдюжов.

Вряд ли утомленного пилота допустят на рейс – медицинские проверки перед полетом очень строгие, парирует пилот авиакомпании. Но он соглашается, что сокращение отпусков может привести к дополнительному оттоку высококвалифицированных пилотов в иностранные авиакомпании. В других отечественных перевозчиках отпуска еще меньше, объясняет он. Поэтому необходимо сохранить существующую норму, резюмируют оба собеседника.

Однозначного ответа на эту коллизию нет. Норма времен СССР устарела и действительно не вполне cоответствует Трудовому кодексу. Но альтернативного норматива принято не было, значит, действовать должен именно старый, говорит советник юрфирмы Baker & McKenzie Евгений Рейзман.