РЖД готовится к кризису

РЖД готовится к снижению перевозок грузов – сокращает расходы на 50 млрд руб. Компания способна на большее, считают эксперты
С. Портер/ Ведомости

Президент РЖД Владимир Якунин поручил топ-менеджерам компании до 15 февраля разработать план антикризисных мероприятий на 2013 г. и в перспективе на 2015 г., сообщил «Ведомостям» источник в монополии. Об этом же сообщило в пятницу и агентство «Прайм». План предполагает сокращение расходов РЖД в этом году как минимум на 50 млрд руб., уточнил собеседник «Ведомостей».

РЖД

Железнодорожная монополия. Владелец – государство (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2012 г.): выручка – 1,02 трлн руб., прибыль – 39,9 млрд руб.

Секвестру могут подвергнуться «внутренние расходы»: в основном это затраты на закупки, говорит сотрудник РЖД. Не исключил он и сокращения численности персонала. Расходы на строительство новых путей и модернизацию существующих, а также закупку подвижного состава (основные статьи расходов РЖД) урезаться не будут, уточняет он.

Разработка плана антикризисных мероприятий связана с ухудшением показателей погрузки на сети РЖД: в нынешнем месяце он будет на 7,7% меньше по сравнению с январем прошлого года, поясняет собеседник «Ведомостей». В 2012 г. объем погрузки в целом вырос – на 2,4%, до 1,27 млрд т. Но в декабре погрузка упала на 3,7%. «Это не потому, что мы работаем плохо, – груза нет», – объяснял в ноябре Якунин (цитата по «Интерфаксу»). Собеседник «Ведомостей» подчеркивает, что снижение произошло по всем видам грузов.

В нынешнем году доходы РЖД составят 1,48 трлн руб., расходы – 1,38 трлн руб., говорится в финансовом плане монополии на 2013–2015 гг. Самая большая статья расходов – оплата труда (433 млрд руб.), «материальные затраты» – 471,9 млрд руб., амортизация – 199,6 млрд руб., отчисления на социальные нужды – 117,3 млрд руб.

Получается, что компания намерена сократить расходы примерно на 3,6%. РЖД только за счет повышения эффективности работы способна сократить расходы гораздо больше чем на 50 млрд руб., говорит аналитик Raffeisenbank Константин Юминов. С ним согласен и чиновник одного из федеральных ведомств, курирующих РЖД. Он полагает, что у монополии есть резерв для повышения производительности труда, что сократит расходы на персонал компании.

Вдобавок РЖД следовало бы отказаться от дорогостоящих покупок, считает сотрудник одного из железнодорожных операторов. К примеру, недавно РЖД купила 75% логистической компании Gefco за 800 млн евро, указывает он.

С падением объема перевозки грузов сократятся и доходы компании, констатирует гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. С учетом того что крупных приватизационных сделок на этот год пока не запланировано (продажу контрольного пакета «Трансконтейнера» правительство не утвердило), в условиях снижения объема погрузки РЖД может настаивать на введении инвестсоставляющей в тариф на перевозку грузов в пределах 4%, уверен эксперт. Якунин уже высказывался в поддержку этой идеи. Не против и Минтранс, говорил еще в декабре министр транспорта Максим Соколов: «Это целесообразный и гарантированный источник развития железных дорог» (цитата по «Интерфаксу»).