Статья опубликована в № 3283 от 11.02.2013 под заголовком: Мусор теряет в весе

Бизнес хочет избежать ответственности за мусор

Производители потребительских товаров хотят избежать ответственности за российский мусор. Их пожелания могут быть учтены в будущем законе
Производителям предлагают освободить место на свалке и либо самим перерабатывать отходы, либо платить за это другим
В.Мельников / РИА Новости
Цена европейского мусора. 5,25

млрд евро. Столько ежегодно можно было бы зарабатывать на отходах, которые хранятся на свалках, подсчитали в Еврокомиссии. Сточные воды свалок можно было бы использовать вторично, а метан, который выделяется при разложении отходов, может быть заменой природному газу. Мусор должен превратиться из бремени в ценный ресурс – такой принцип обращения с отходами закреплен в едином европейском законодательстве.

2415

евро. Столько платят жители Штутгарта за годовое обслуживание 1000-литрового мусорного контейнера. Сборы с населения есть в 17 странах, в основном вводятся они на уровне муниципалитетов в форме платы за опустошение бака, специализированные пакеты или сбора с килограмма.

573

евро. Такой взнос за утилизацию тонны алюминиевой упаковки платят производители в Нидерландах. В европейском законодательстве закреплен принцип «расширенной ответственности производителя» (означает, что производитель несет ответственность и за утилизацию своей продукции). Он действует для определенных групп товаров, самая распространенная категория – упаковка и тара. В 24 из 27 стран производители и импортеры обязаны платить взносы и сборы, чтобы финансировать утилизацию упаковки. Для этого нужно присоединиться к специализированной программе утилизации, которую проводит государство или осуществляют частные операторы. Плата варьируется в зависимости от страны и вида упаковки, в Нидерландах дороже всего.

248

евро. Такой сбор придется заплатить за складирование тонны опасных отходов на свалке в Чехии. Налоги на свалки взимаются в 20 из 27 стран Евросоюза. В основном его платят владельцы или операторы свалок, включая налог в тариф на свои услуги, ставки варьируются от 3 до почти 250 евро за тонну в зависимости от страны и вида отходов.

Ассоциация «Русбренд» направила в правительство свои дополнения к поправкам в закон об отходах (копия документа есть у «Ведомостей»). Поправки, которые вводят ответственность производителей за утилизацию твердых бытовых отходов, сейчас дорабатываются ко второму чтению. В ассоциацию входят 56 производителей товаров широкого спроса, в том числе Coca-Cola, PepsiCo, P&G, Nestle, HP. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев объяснил, что ассоциация участвует в обсуждении проекта через механизмы «открытого правительства».

Дополнения «Русбренда» могут существенно облегчить жизнь производителям. Чиновники хотят заставить бизнес гарантировать утилизацию отходов, хотят, чтобы бизнес создал мощности по переработке или заключал контракты со специализированными операторами. Тем, кто этого не сделает, придется платить взносы во внебюджетный фонд.

Но компании предлагают ограничиться рамочной нормой об ответственности бизнеса и исключить подробное описание обязанностей компаний организовать пункты приема отходов, их доставку на перерабатывающие предприятия или непосредственную утилизацию. Экспорт отходов, согласно поправкам «Русбренда», также становится одним из способов исполнить свои обязательства. А нормативы по утилизации устанавливаются в процентах к объему мусора, образовавшегося из продукции производителя, а не к общему объему произведенного товара. При этом отвечать производители готовы лишь за тот мусор, который образуется после вступления нового закона в силу, следует из текста.

Вице-премьер Аркадий Дворкович через представителя передал, что предложения «Русбренда» были рассмотрены и «частично учтены». Работа над законопроектом продолжается, говорит федеральный чиновник, участвующий в обсуждении. Сейчас количество версий этого законопроекта существенно превосходит количество чиновников, которые над ним работают, иронизирует собеседник «Ведомостей». Законопроект обсуждается так долго (первое чтение прошло еще летом 2011 г. – «Ведомости»), что его хотят поскорее принять «уже хоть как-нибудь», вздыхает он.

«Такие правки сделают закон рамочным», – недоволен вице-президент Национального тарного союза Петр Бобровский; еще больше вопросов переносится на уровень подзаконных актов, а до их принятия пройдет еще несколько лет. При этом многие международные компании, которые входят в «Русбренд», давно финансируют переработку в других странах, замечает он.

Например, при производстве напитков PepsiCo в США не менее 10% бутылок производится из переработанного ПЭТ, указано в глобальном отчете компании об устойчивом развитии. На сайте российского подразделения Unilever приводятся глобальные цели компании: например, до 2020 г. снизить объемы используемой упаковки на треть и повысить объем переработки на 15%. Но среди примеров более чистых проектов Россия не упоминается, а запрос «Ведомостей» в компанию остался без ответа. Российские представители международных компаний, входящих в «Русбренд», переадресовали вопросы об обращении с отходами в ассоциацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать