Росавтодор ищет инвестора на жестких условиях

Частный оператор должен за год с небольшим создать инфраструктуру и начать сбор денег с дальнобойщиков – это не удалось даже в Германии
Максим Стулов/ Ведомости

Сегодня Росавтодор представил инвесторам проект системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т. С ноября 2014 г. тяжелые грузовики должны будут платить за проезд по федеральным трассам, тариф - 3,5 руб. за километр.

Систему должен будет построить и эксплуатировать частник: инвестиции в создание системы оцениваются в 21,2 млрд руб. (в ценах 2012 г.). Он должен будет за свой счет установить пункты контроля и построить центр обработки данных в Московской области, а затем обслуживать систему и собирать плату, передавая деньги Росавтодору.

Ежегодные сборы по плану Росавтодора превысят 80 млрд руб. Государство будет перечислять частнику ежегодную плату, чтобы тот смог покрыть инвестиции и заработать. Стартовый размер платы (предполагается, что он снизится по итогам конкурса) составляет 11,2 млрд руб. в год.

Оператор системы будет определен на конкурсе, отбор должен начаться в начале июня. В ноябре 2014 г. система уже должна быть введена в эксплуатацию: предполагается, что к этому времени оператор обустроит центр обработки данных и установит не менее 20 контрольных рамок на дорогах, всего рамок должно быть не менее 480 - чем интенсивнее движение на участке, тем больше пунктов контроля. Все они должны быть установлены не позднее мая 2016 г.

К будущему оператору предъявляются жесткие требования: у него должен быть опыт создания и обслуживания систем взимания платы, при этом стоимость объектов по прошлым проектам должна быть не менее 5 млрд руб. с долей частного финансирования не менее 25%, а система должна покрывать участки протяженностью не менее 1000 км и работать не менее года. Среди российских игроков таких компаний пока нет, протяженность действующих платных участков не превышает 50 км.

С учетом требований к финансовой состоятельности такой проект вообще невозможно выполнить в одиночку, констатирует замруководителя ФКУ "Дороги России" Андрей Сидоренков: ожидается, что на конкурс будут выходить консорциумы.

Сотрудники европейских компаний, присутствовавшие на презентации, удивлялись: сроки очень сжатые, а проект – циклопических масштабов. В Германии, где плата с грузовиков взимается лишь на автобанах и примерно 1000 км федеральных трасс, на обустройство системы ушло почти два года, говорит сотрудник мелкой компании-оператора. Опыта мало, времени в обрез, остается только надеяться, что конкурс действительно объявят в начале июня, согласен его французский коллега: сроки объявления конкурса и введения платы уже неоднократно переносились. После презентации осталось немало вопросов, вздыхает менеджер другого европейского дорожного оператора: например, неясно, как Росавтодор проконтролирует точность системы видеофиксации грузовиков - по требованиям конкурса она должна выявлять не менее 90% грузовиков массой более 12 т, но проверить это невозможно.

Изначально предполагалось, что плату с тяжелых грузовиков начнут собирать уже в этом году, но из-за сложностей с подготовкой инвестпроекта и необходимого законодательства правительство согласилось отсрочить введение платы.