«Роснефть» и «Лукойл» выходят на норвежский шельф


Две российские компании получили доли на участках норвежского шельфа. Компания "РН Нордик Ойл АС" («дочерняя» структура "Роснефти", созданная для участия в этом тендере) получила 20%-ную долю в лицензии на участок на норвежском шельфе Баренцева моря, говорится в сообщении "Роснефти". "РН Нордик Ойл АС" будет работать на шельфе в качестве партнера норвежской Statoil, которая стала оператором на четырех блоках. Лицензия, полученная «Роснефтью», - одна из наиболее крупных по площади (1213 кв. км). Она расположена вблизи недавно открытых месторождений "Кастберг" ("Скругард и Хавис"), отмечает компания. Совет директоров "Роснефти" 31 мая одобрил предоставление гарантий на 22,209 млрд руб. для RN Nordic Oil AS.

В конце июня 2012 г. министерство нефти и энергетики Норвегии выставило на тендер 86 блоков - 14 в Норвежском море и 72 - в Баренцевом. Норвежское государство берет на себя компенсацию 78% всех затрат на геологоразведку, в том числе расходы на разведочное бурение. Помимо "Роснефти", заявки подавали 35 компаний, в том числе крупнейшая российская частная компания "Лукойл", участвовавшая в альянсе с норвежскими Det Norske Oljeselskap ASA, Lundin Norway и North Energy. «Лукойл» получил 20% в лицензии, оператором которой стала шведская Lundin Petroleum, еще по 20% - у итальянской Edison и норвежской North Energy, говорится в сообщении Lundin. Кроме того, "Лукойл" получил 30% в лицензии на два блока, расположенных в 100 км к северу от месторождений Skrugard и Havis.

«Говорить об объемах запасов на лицензированных участках норвежского шельфа пока преждевременно: основные поиско-разведочные работы еще впереди. Конечно у «Роснефти» амбиции были выше — рассчитывали получить 33%, а не 20%», - отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. По его мнению, в данном случае принципиально важно, что российские компании начинают участвовать в нефтегазовых международных проектах. Пусть пока и в роли пассивных инвесторов. Важно то, что развивается партнерство между Statoil и «Роснефтью» - оно оказывается взаимным: взамен на участие в российском шельфе российской компании дают шанс проявить себя в одном из последних наиболее перспективных иностранных проектов, отмечает Нестеров. «Лукойл» действует в рамках собственной стратегии, и для него важно, что он участвует на равных с другими компаниями в рамках конкурентной среды, добавляет аналитик. Кроме того, в данном случае видно, что норвежцы дают лицензии большому числу компаний, в отличие от того, как это происходит в России. «Подход норвежцев - большого числа компаний на шельфе - позволяет предположить более стабильную разработку участков шельфа и дает основания говорить о хороших перспективах этой работы», - заключает Валерий Нестеров.