Бизнес
Бесплатный
Ричард Силк

Китайские потребители не хотят тратить деньги

Международные компании сообщают о снижении темпов роста продаж, правительству пока не удается переориентировать экономику на потребление
Bloomberg

Компании самых различных секторов, от ритейла до производства электроники, сообщают о снижении спроса на продукцию в Китае на фоне замедления экономического роста. Это происходит, несмотря на активные попытки китайского правительства стимулировать потребительский спрос в стране.

В июле Canon снизила прогнозы по годовой прибыли до 380 млрд иен ($3,39 млрд), уменьшив на 16% свои же оценки трехмесячной давности. Компания объяснила это замедлением роста в Китае. Nike в последнем квартальном отчете также объявила о падении продаж в Китае. Британская сеть супермаркетов Tesco ведет переговоры с China Resources Enterprise о создании совместного предприятия, в которое британцы хотят внести свою китайскую сеть из 131 магазина, не приносящую ожидаемых результатов. Apple заявила в июле, что ее продажи в Китае и Гонконге упали на 14% по сравнению с прошлым годом и составили во II квартале $4,6 млрд. Это на 43% ниже показателей I квартала 2013 г.

«Рассказывая о Китае своим акционерам, компании, как правило, упоминают о 15%-ном номинальном росте ВВП и увеличении продаж на 20%, - говорит Дерек Сизорс, эксперт по китайской экономике вашингтонского аналитического центра Heritage Foundation. - Но сейчас эта история уже менее актуальна».

Замедление роста экономики привело к снижению покупательной способности китайских потребителей. Темпы роста розничных продаж в годовом измерении составили в июле 12,8% по сравнению с 14,3% в 2012 г. Индекс потребительских настроений, по данным национального бюро статистики КНР, немного повысился по сравнению с июньскими показателями, но все равно остается лишь немного выше самого низкого уровня за все 23 года наблюдений.

Рынок недвижимости также замедлился по сравнению с началом года, когда власти ослабили контроль и на рынок вышло больше покупателей, сократив при этом потребительские расходы. Продажи потребительской электроники в июле выросли на 7,5% в годовом измерении по сравнению с ростом на 20,0% в начале года. Продажи мебели также несколько снизились - с 20,9% до 17,6% за аналогичный период.

Впрочем, не у всех компаний дела обстоят так уж плохо. Продажи Adidas увеличились на 6% во II квартале, а французско-тайваньская сеть супермаркетов Sun Art Retail Group обнародовала данные, согласно которым ее чистая прибыль выросла на 15%, достигнув 1,58 млрд юаней ($258 млн) в первом полугодии. Темпы роста продаж легковых автомобилей также остаются на хорошем уровне.

Некоторые аналитики настроены оптимистично и считают, что снижение потребительских расходов в Китае - явление временное. «Я не думаю, что ухудшение ситуации с потребительским спросом объясняется структурной слабостью китайской экономики, - говорит Сяопо Вэй, аналитик брокерской компании CLSA в Гонконге. - Когда макроэкономические показатели ухудшаются, потребительский спрос, естественно, снижается. Однако как только макроэкономическое положение страны улучшится, потребительский спрос тоже восстановится».

Однако китайское правительство обеспокоено, что на ситуацию могут влиять и долгосрочные факторы. Лидеры страны много говорили о необходимости реструктуризации экономики. Предполагалось, что историческая зависимость от нестабильных рынков экспорта и капиталовложений уступит место экономике потребления. До сих пор ощутимых изменений в этом направлении нет. Вклад потребления в рост ВВП в первом полугодии составил 45% по сравнению с 60% за аналогичный период 2012 г.

С поправкой на инфляцию доход городских домохозяйств вырос в первом полугодии 2013 г. на 6,5%, тогда как годом ранее - на 9,7%. Государство пошло на некоторые реформы, которые должны были стимулировать рост потребления в результате сокращения сбережений. Они затронули системы медицинского страхования и пенсионную систему, но пока идут очень медленно. Замедление роста доходов вкупе с необходимостью все-таки делать сбережения может значительно повредить росту потребительских расходов в долгосрочной перспективе.

Не все проблемы на рынке объясняются замедлением экономики. Жесткая конкуренция также способствует падению прибылей. Ценовая война между двумя производителями быстрорастворимой лапши Tingyi (Cayman Islands) Holding и Uni-President Enterprises нанесла ущерб обеим сторонам. Прибыли Uni-President Enterprises в первом полугодии оказались ниже прогнозов аналитиков. Компания утверждает, что причина этому - замедление экономики и жесточайшая конкуренция в отрасли. «Пирог становится больше, но это может не повлиять на размеры вашего куска», - говорит Пол Френч, главный специалист по Китаю в исследовательской компании Mintel.

Есть и другие факторы. Рынок предметов роскоши, от дизайнерских часов до дорогих алкогольных напитков, пострадал в результате борьбы с коррупцией. Более половины китайских компаний сократили расходы на корпоративные мероприятия за последние шесть месяцев, свидетельствуют данные исследовательской компании Data Driven Marketing Asia. Некоторые крупные иностранные компании, например, Yum Brands, владелец сети ресторанов быстрого питания KFC, сообщили о снижении продаж после критических репортажей в государственных СМИ об их деятельности.

«Я не вижу никаких оснований для оптимизма», - говорит Томас Гатли, аналитик по потребительскому сектору пекинской GK Dragonomics. Он не видит перспектив для роста потребления в стране.

Перевела Наталя Тихонова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать