«Роснефть» может стать специмпортером нефти в Белоруссию


«Роснефть» хочет заключить контракты со всеми белорусскими НПЗ, с тем чтобы через нее проходил импорт всей поставляемой в республику российской нефти. Этот план обсуждался около двух недель назад на встрече главы «Роснефти» Игоря Сечина с помощником президента Белоруссии Александра Лукашенко и одновременно его старшим сыном Виктором, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. По их информации, эта идея понравилась Александру Лукашенко и уже со следующего года «Роснефть» может стать «единым экспортером 23 млн т нефти».

После ареста гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера российский вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил о планах сокращения экспортных поставок нефти в Белоруссию. Эту ситуацию предполагалось обсудить сегодня на встрече Дворковича с белорусским вице-премьером Владимиром Семашко. Однако вчера, находясь в Минске, Сечин пообещал, что сокращения поставок не будет. Источники издания полагают, что этот визит изменил планы и встреча Дворковича с Семашко «перенесена на неопределенный срок».

С начала года «Роснефть» поставляет 800 000-850 000 т нефти в месяц на Мозырский и Новополоцкий НПЗ. В сентябре из-за ремонта нефтепровода «Дружба» сначала планировалось сокращение поставок вдвое, теперь - на 230 000 т. На Мозырский НПЗ сырье поставляют «Газпром нефть» и "Лукойл". На Новополоцкий НПЗ - «Башнефть», «Русснефть», «Роснефть», «Русьвьетпетро», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Кроме того, в Белоруссии работают розничные сети «Газпром нефти», "Лукойла" и «Татнефти». Самая крупная из них у "Лукойла": она занимает 18% местного рынка (81 АЗС). "Лукойлу" также принадлежат 5 нефтебаз и 3 газонаполнительные станции. У «Газпром нефти» - 40 АЗС, у «Татнефти» - 8. У российских компаний также есть право экспорта нефтепродуктов, произведенных на белорусских НПЗ.

Собеседники издания в российском правительстве говорят, что создание специмпортера нефти - лишь одна из идей Сечина. Помимо этого он готов стать неформальным куратором всего российско-белорусского делового сотрудничества, включая приватизацию таких крупных предприятий, как МАЗ, БелАЗ и «Гродноазот». Однако конфликт вокруг «Уралкалия» на встрече Сечина с Лукашенко не обсуждался.