Рейсы в Крым спасли показатели российских авиакомпаний на внутренних линиях

Перевозки в Крым вытягивают показатели российских авиакомпаний на внутренних линиях. Но кризис уже ощущается
Д.Абрамов/ Ведомости

Рост пассажиропотока российских перевозчиков на внутренних линиях, как следует из сентябрьских данных Росавиации, за январь - сентябрь этого года составил 19,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (в прошлом году по сравнению с 2012 г. - на 10,2%.) В январе - августе рост был выше - 19,6%.

Главным драйвером роста пассажиропотока на внутренних линиях были полеты в Крым. По данным авиационного эксперта, научного сотрудника Высшей школы экономики Андрея Крамаренко, в январе - августе этого года российские авиакомпании перевезли на внутренних линиях около 31 млн пассажиров, в том числе в апреле - августе - свыше 22 млн. Формально рост пассажиропотока составляет более 22%, но с апреля к внутренним перевозкам добавились рейсы в Симферополь (единственный действующий гражданский аэропорт в Крыму), которые несколько искажают статистику. «За апрель - август между российскими аэропортами и Симферополем перевезено свыше 1,5 млн человек, а значит, реальный рост пассажиропотока на внутренних линиях в этот период был значительно ниже - 13,7%», - говорит Крамаренко.

По данным Транспортной клиринговой палаты (их сообщил директор по авиационному маркетингу «Домодедово» Алексей Ярош), в январе - августе рост пассажиропотока на внутренних рейсах из Московского авиаузла составил 20,2%, без рейсов в Крым - всего 14,1%.

По данным вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Ильи Уманского, в предыдущие годы авиационным транспортом в Крым добиралось около 10% туристов, остальные - по железной дороге и на автомобилях. В этом году, продолжает Уманский, единственным удобным способом съездить в Крым стал самолет. «Пассажиров у авиакомпаний намного больше, а туристов в итоге почти столько же», - объясняет он.

Данные ТКП по Московскому авиаузлу свидетельствуют, что пассажиропоток на внутренних линиях рос не только за счет Крыма, но и за счет других курортов. Симферополь дал 30,4% прироста пассажиропотока МАУ, еще 23,1% суммарно обеспечили Сочи, Минеральные Воды, Анапа и Краснодар.

АТОР со ссылкой на Росстат сообщает, что количество россиян, выезжающих за границу, в первом полугодии 2014 г. сократилось на 6,5%. АТОР указывает, что основные изменения на туристическом рынке были связаны с тяжелой экономической ситуацией в стране и с нараставшим напряжением в соседней Украине.

В растущем пассажиропотоке в Крым свою роль сыграло государство. По данным Росавиации на начало октября, в 2014 г. на программу по субсидированию перевозок в Крым направлено 680 млн руб.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что в следующий летний сезон крымское направление может остаться очень популярным и улучшить показатели внутренних перевозок. Это произойдет, если отдых на полуострове останется относительно дешевым, а поездки за границу - дорогими за счет курсовой разницы. Однако если в следующем году ситуация не изменится, а российские курорты, пользуясь этим, поднимут цены - эти пассажиры просто останутся дома, говорит Борисов.

В целом российские перевозчики на фоне снижения деловой и туристической активности показывают замедление темпов роста. Пассажирооборот отечественных авиакомпаний за январь - сентябрь этого года вырос на 8,6%, а в прошлом году за аналогичный период - на 16%.