Суд повторил позицию Генпрокуратуры в деле «Башнефти»

Суд согласился с позицией прокуратуры, согласно которой компания перешла в собственность Башкортостана незаконно; отмечается, что суд не принимает решение о деприватизации "Башнефти", а возвращает имущество законному собственнику
Евгений Разумный/ Ведомости

Суд признал позицию Генпрокуратуры в деле по возврату акций «Башнефти» в госсобственность полностью обоснованной, все аргументы АФК «Система» суд счел несостоятельными, следует из мотивированной части решения суда. Решение о возврате 81,6% обыкновенных и 20,9% привилегированных акций «Башнефти» (суммарно 72% акций), принадлежащих АФК «Система» и ее «дочке» «Система-инвест», в госсобственность суд принял 30 октября.

В своем решении судья Ольга Александрова практически дословно повторяет позицию Генпрокуратуры, которую представитель ведомства зачитывала на суде. Так, она согласилась с доводами Генпрокуратуры о том, что «нарушение права собственника носит длящийся и видоизменяющийся характер» и что каждый последующий приобретатель не становился законным владельцем спорного имущества. Сроки исковой давности, по мнению суда, не нарушены, потому что о нарушении своих прав РФ узнала только из материалов этого дела. Все ссылки на законы, отчеты, судебные дела, которые, по мнению «Системы», доказывали, что Росимущество, Генпрокуратура и другие ведомства знали о нарушении своих прав еще в 2002-2004 гг., судом признаны несостоятельными.

Представитель «Системы» на суде указывал, что Генпрокуратура не может истребовать акции, которые никогда не находились в собственности государства. Но даже если претендовать на акции, то только на 38%, которые были закреплены за государством по закону. Действие этого закона в 1992 г. приостановил президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, Счетная палата в отчете об итогах приватизации указывала, что он не имел на это права. Тем не менее суд вернул все 72% акций, принадлежащих «Системе».

Стоимость компаний, созданных при приватизации предприятий Башкирского ТЭКа, равна стоимости их имущественных комплексов, поэтому Генпрокуратура, требуя акции, фактически требует обратно имущество, которое из собственности РФ выбыло незаконно. Тот факт, что текущее имущество «Башнефти» значительно больше того, что было приватизировано (на это указывал представитель «Системы»), суд оставил без внимания.

Суд также решил, что государство вправе требовать 72% акций вместо 38%, потому что при реорганизации «Башнефти» к ней были присоединены ОАО «Башкирнефтепродукт», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», что повлекло за собой конвертацию акций и их дополнительные эмиссии.

Приватизация компаний башкирского ТЭКа и последующая продажа этих активов «Системе» расследуются и в рамках уголовного дела. В его рамках основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков находится под домашним арестом. Следствие ходатайствует о продлении домашнего ареста Евтушенкову до 16 марта. Его защита намерена просить суд оставить ходатайство без удовлетворения. Рассмотрение ходатайства назначено на 14 ноября.