Бизнес
Бесплатный
Мария Кунле| Наталья Ищенко|Ольга Чуракова
Статья опубликована в № 3730 от 04.12.2014 под заголовком: Налог на бонусы

Производители алкоголя просят исключить акциз и НДС из стоимости товара при расчете ретробонусов сетям

Производители алкоголя просят исключить акциз и НДС из стоимости товара при расчете ретробонусов сетям. В недорогой водке акциз достигает половины ее стоимости
Е.Стецко / Ведомости

Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) обратился к депутатам Виктору Звагельскому и Ирине Яровой (оба состоят в партии «Единая Россия») с просьбой скорректировать поправки в закон о торговле, которые готовятся к внесению в Госдуму. В своем письме от 1 декабря 2014 г. (копия есть у «Ведомостей») союз просит вывести косвенные налоги (НДС и акциз) из базы для начисления выплат торговым сетям. Председатель правления СПАПа Дмитрий Добров, чья подпись стоит под обращением к депутатам, его достоверность подтвердил.

Представитель Ирины Яровой переадресовал вопросы в комитет по экономической политике, должность зампреда которого занимает Звагельский. Источник в этом комитете, в свою очередь, заявил «Ведомостям», что предложения СПАПа «очень маловероятны в реализации». Представитель Звагельского, однако, уверяет, что депутат с предложениями СПАПа ознакомился, считает идею союза разумной и поддержит ее.

Вчера о ретробонусах также говорили на заседании правкомиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка. По его итогам вице-премьер Александр Хлопонин (курирует алкогольную отрасль) заявил: «Поставлена задача к марту (2015 г. - «Ведомости») принять соответствующее решение по маневру в этом плане». Источник в правительстве пояснил «Ведомостям», что оно в 2015 г. направит свои предложения к поправкам в закон о торговле.

Принятый в 2010 г. закон о торговле позволяет взимать вознаграждение за объем продаж в размере 10% от цены поставки, не уточняя, с включением налогов в нее или нет. За эти пять лет акцизная плата выросла в 2 раза до 500 руб. за литр безводного спирта. С учетом того что с начала 2014 г. минимальная цена на пол-литровую бутылку водки составляла 199 руб., а с середины 2014 г. - 220 руб., акциз стал составлять около половины стоимости такой бутылки. Еще около 40 руб. - НДС.

Торговые сети, рассчитывая объем бонусов, как правило, включают туда и государственные сборы. «Половина нашей цены - это акцизы и НДС, поэтому даже плата за объем - 10% - будет по факту составлять 20%», - говорил в интервью «Ведомостям» предправления «Синергии» (водки Beluga, «Беленькая», «Мягков») Александр Мечетин. Для отрасли крепкого алкоголя проблема наиболее чувствительна: в бутылке вина акциз составляет 6 руб., игристого - 18 руб., пива - 9 руб., напоминает гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Взимать бонусы с уже уплаченных и по факту уже государственных денег он также считает нелогичным. Производителей не устраивает и несоразмерность их дохода с доходом ритейлеров: с пол-литровой бутылки водки, по подсчетам СПАПа, сеть зарабатывает 120 руб., а производитель - 4 руб.

«Акциз и НДС поступают в бюджет государства и не должны являться инструментом для получения прибыли сетевой торговли», - отмечается в письме СПАПа депутатам. С идеей исключить НДС при расчете бонусов сети согласен сотрудник другого крупного отраслевого объединения.

Крупнейшие розничные сети получают от поставщиков в виде премий, бонусов и проч. 10-15% от стоимости поставки в зависимости от вида товара, говорил ранее один из ритейлеров. По оценке сотрудника другой розничной сети, доля платежей от алкогольных поставщиков «значима» в общей сумме выплат поставщиков для сетей - в торговом объекте среднего размера это 10-12%. «У нас есть поставщики, которые платят за маркетинг и ретробонус с учетом акциза и налогов, но есть и те, кто платит без учета, т. е. от «очищенной» суммы. И это не уникальная ситуация на рынке», - парирует он слова СПАПа. Всего, по оценке СПАПа, до 50% продаж членов союза (подробнее см. врез) приходится на сетевой сектор. По оценке Дробиза, через сети продается 30-35% легальной водки.

СПАП уже пытался решить вопрос через Федеральную антимонопольную службу (ФАС): год назад на экспертном совете ФАС звучало предложение исключить из базы расчета ретробонуса акциз и НДС. Производителей крепкого алкоголя тогда поддержали пивовары, однако до поправок в законодательство так и не дошло. Также СПАПу предлагалось присоединиться к Кодексу добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками, однако союз отказался, напоминает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов: «Это могло бы помочь - участники выносят на обсуждение проблему, ее разбирает комиссия и выносит обязательное решение». «Решения, принимаемые в рамках кодекса, зачастую сетями не выполняются», - парирует Добров. Кроме того, АКОРТ предлагала поставщикам алкоголя провести личные переговоры с ритейлерами о возможности вывода налоговой части из расчета рестробонусов алкоголя, напоминает Карпов.

Торговые сети также готовы донести свою точку зрения до Хлопонина, говорит Карпов. Менять законодательство с целью улучшения ситуация для производителей алкогольной продукции он считает «не совсем правильным» - эта продукция не социальная.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать