«Ак барс аэро» прекращает регулярные рейсы со следующей недели

Татарстанская авиакомпания «Ак барс аэро» сообщила о приостановке полетов: они становятся нерентабельными и генерируют убытки. Часть региональных рейсов заберут АК «Оренбуржье» и Dexter
Если «Ак барс аэро» возобновит полеты, Bombardier вернутся в ее парк/ AK BARS AERO

Регулярные рейсы «Ак барс аэро» завершаются на этой неделе, полеты приостановлены на неопределенный срок - ориентировочно на зимне-весенний сезон, рассказала пресс-секретарь авиакомпании Ильгиза Насибуллина. У предприятия большая долговая нагрузка, необходимо выплачивать лизинговые платежи за самолеты, есть задолженности перед аэропортами, перед топливозаправочными компаниями и другими поставщиками услуг - долги могут повлечь отказы в обслуживании и отмену рейсов, а также негативно повлиять на безопасность полетов, сказано в ответе пресс-службы авиакомпании «Ведомостям». Рейсы становятся нерентабельными, целесообразнее частично или полностью прекратить их выполнение, чтобы не генерировать убытки, сообщала «Ак барс аэро» в конце прошлого года. По информации авиакомпании, деньги за билеты на рейсы позднее 13 января возвращаются покупателям.

Сумму кредиторской задолженности представители компании не назвали. Последние данные опубликованы в отчете за 2013 г.: прошлый год «Ак барс аэро» начала с долгами в 5,3 млрд руб.

За лизинг «Ак барс аэро» должна $9 млн «Мегпай авиэйшн лизинг» (Бермудские острова) и $3 млн - Bank of Scotland, рассказал источник в авиакомпании. По его словам, месячный платеж за один самолет Bombardier (в парке авиакомпании 15 Bombardier CRJ-200LR и столько же Cessna-208B/EX Grand Caravan) составляет $83 000. «Ак барс аэро» не платила за лизинг с апреля 2013 г., признался собеседник «Ведомостей».

Часть самолетов будет передана партнерам в других регионах на условиях аренды или переоформления лизинга, сообщала «Ак барс аэро». «Прайм» со ссылкой на Насибуллину уточняет, что Bombardier передадут в аренду с возможностью возврата, а от Cessna авиакомпания намерена избавиться, переоформив лизинговые договоры.

Раньше лизинговые платежи рефинансировались через «Ак барс банк», но сейчас у них свои сложности, говорит Насибуллина. «Ак барс банк» вместе с республикой через минземимущество рефинансировал долги авиакомпании в 2014 г. на 3 млрд руб. - обязательства из кредитной формы переведены в долгосрочные беспроцентные займы», - говорит источник в компании. По его словам, республика помогла, когда «Ак барс аэро» взяла на работу пилотов из обанкротившейся год назад авиакомпании «Татарстан», а затем при их увольнении (после отказа от магистральных самолетов) были решены вопросы с зарплатой и выходными пособиями. Также, например, при содействии татарстанских властей пополнялись оборотные средства компании для обеспечения полетов в Крым по детским программам, добавляет собеседник «Ведомостей». «Нам сказали, что республика больше не даст денег на поддержку авиационной деятельности», - рассказал другой сотрудник компании.

Пресс-служба «Ак барс банка» не ответила на запрос «Ведомостей». Пресс-служба правительства Татарстана вчера не смогла оперативно предоставить комментарии.

До сегодняшнего дня «Ак барс аэро» выполняла около 40 регулярных рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Пензу, Сочи, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут и др.

Полеты «Ак барс аэро» по программе региональных перевозок будут замещать компании, которые в ней уже участвовали, это АК «Оренбуржье» и «Авиа менеджмент групп» (бренд Dexter), сказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. В Поволжье субсидия по программе составляет половину стоимости билета и выплачивается поровну из федерального и региональных бюджетов. В федеральной казне на поддержку региональных перевозок в 2014-2016 гг. в ПФО предусмотрено по 620 млн руб. ежегодно.

«Исключить, что компания не вернется к полетам, нельзя», - говорит руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, это будет зависеть от макроэкономической ситуации и мер поддержки авиаперевозок на федеральном и региональном уровне. «Возможно, что рубль укрепится и экономика перевозок восстановится», - полагает он. По словам Пантелеева, поддерживать сейчас убыточные перевозки - «спорное решение». Он также надеется, что присущая Татарстану привычка держать под контролем все активы («поддерживать, только чтобы было свое») уйдет в прошлое и республика будет привлекать более мощные и сильные авиакомпании.