Бизнес
Бесплатный
Милана Челпанова
Статья опубликована в № 3748 от 13.01.2015 под заголовком: РЖД ждет больше грузов

РЖД надеется увеличить погрузку в 2015 году после двух лет снижения

Погрузка РЖД падает второй год подряд. Но в этом году монополия рассчитывает, что возить наконец станут больше
Е. Разумный / Ведомости

В 2014 г. падение погрузки РЖД замедлилось: она снизилась на 0,8% до 1,227 млрд т к уровню 2013 г., тогда как в 2013 г. падение было более ощутимое - на 2,7%. За последние пять лет РЖД только в 2009 и 2010 гг. перевезла меньше грузов, чем в 2014 г.

Падение погрузки связано с общей экономической ситуацией и переключением грузов на автотранспорт, говорится в обзоре «ВТБ капитала». Представитель РЖД связывает падение погрузки с сокращением перевозок строительных грузов - на 17,1% до 141,1 млн т - из-за окончания строительства олимпийских объектов. Грузооборот РЖД в 2014 г. вырос на 4,6% до 2,29 млрд тонно-километров. Аналитики «ВТБ капитала» объясняют это ростом перевозок угля на экспорт через порты Дальнего Востока.

Основными грузами для РЖД в 2014 г. остались уголь и нефтяные грузы - они составляют 25 и 20% от всей погрузки (см. таблицу). При этом перевозки угля и нефтяных грузов выросли на 1,5% до 315,4 млн т и 2,5% до 256,5 млн т соответственно. Более динамично выросли перевозки зерна, леса и удобрений, но это всего 8,6% от перевезенных РЖД грузов. Выручку за 2014 г. РЖД не раскрывает. В долгосрочной программе развития РЖД до 2030 г. (обсуждалась в правительстве в ноябре) говорится, что выручка может вырасти на 1,7% по сравнению с 2013 г. до 1,79 трлн руб., но документ предусматривает погрузку меньше, чем получилось в итоге, - 1,21 млрд т.

Для РЖД проблема не столько в сокращении грузопотока, сколько в росте перевозок угля - самого дешевого груза - и сокращении высокодоходных грузов (металлы, нефтяные грузы, грузы в контейнерах), говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Когда в 2013 г. у РЖД впервые с 2008 г. упала погрузка, выручка не снизилась, а выросла на 0,7% до 1,37 трлн руб. Но из года в год росли расходы монополии. В 2014 г. - на 3% до 1,25 трлн руб., а в 2015 г. - на 8% до 1,46 трлн руб., следует из финплана РЖД на 2015-2017 гг.

Убытка РЖД помогает избежать господдержка: в 2014 г. монополия получила 26 млрд руб., в 2015 г. будет 30 млрд руб. 2013 год монополия закончила в плюсе благодаря продаже 25% Первой грузовой компании Владимиру Лисину за 50 млрд руб. В 2014 г. РЖД смогла дополнительно заработать, увеличив тариф на экспорт нефтяных грузов на 13,4% (другие тарифы были заморожены). Это, по данным монополии, могло принести 7,5 млрд руб.

В этом году монополия рассчитывает на рост: финплан РЖД предусматривает увеличение погрузки в 2015 г. на 1,228 млн т, грузооборота - на 1,3% до 2,97 млрд тонно-километров. Аналитики «ВТБ капитала» прогнозируют рост погрузки на 1%. Рост обеспечат отчасти эффект низкой базы и возможный рост экспорта, который стимулирует девальвация рубля, говорит Бурмистров. Выручка компании, по оценке инвестбанка, увеличится на 11% до 1,52 трлн руб. - РЖД с 29 января повышает стоимость перевозок грузов на экспорт на 13,4%, что может принести ей 40 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать